petrmost.lpgzt.ru - Незабытые имена Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
Незабытые имена 

“Сроднился с русским простонародьем”

Звезда и смерть Михаила Стаховича
15.11.2010 Виктор Елисеев
// Незабытые имена

Село Пальна-Михайловка Становлянского района Липецкой области – родина многих представителей рода Стаховичей, рода древнейшего, исконно русского, который упоминается в книгах-родословицах Полтавской, Черниговской и Московской губерний. Имя Михаила Александровича Стаховича хорошо известно краеведам, фольклористам, музыкантам, отчасти и литераторам. Вот только год рождения Михаила Александровича указан в ряде источников разный: в одних 1819-й, в других – 1820-й. Большинство исследователей склонны считать, что он родился 22 марта 1820 года. Его отец связал свою жизнь с русской армией, проливал кровь на полях сражений с французами. В чине капитана артиллерии в 1818 году он поселился в Пальна-Михайловке тогда Елецкого уезда Орловской губернии, женившись на единственной дочери масона Михаила Перваго Надежде. У четы было двое сыновей – старший Михаил и младший Александр.


Первоначальное образование Михаил получил под наблюдением француза-гувернёра. Затем учёба на словесном факультете Московского университета, который он успешно окончил в 1841 году. Через три года совершил поездку по ряду стран Европы – Италии, Германии, Швейцарии. Стахович изучал музыку, литературу, штудировал немецкую классическую философию, знакомился со стихами Гейне и Гёте, делал первые переводы на русский язык. По возвращении домой занялся литературой, фольклором, музыкой, в частности, брал уроки игры на семиструнной русской гитаре. Михаил Александрович стал настоящим виртуозом игры на этом инструменте, писал он и гитарные пьесы. Он сочинял музыку к сонетам Шекспира и стихам Гёте.


Стахович был известен читающей публике того времени и как поэт. Его стихотворение “Разлука”, напечатанное в мартовском номере “Москвитянина” за 1854 год, пронизано тонким лиризмом, стихотворение “Дедушкин садик” было опубликовано во многих детских сборниках и хрестоматиях. Язык стихов Стаховича близок к народному:



Звуча, прошла коса, досужие серпы
С зари и до зари колосья пожинали,
Ряды ложилися; вязалися снопы,
И копны, как стада несметные, стояли.
И говором вся степь была оживлена;
Работа дружная и шумная кипела.
И песня косарей раскатиста, звучна,
Далёко по заре лилася и звенела.
                                                      “Осень”



В своих стихах он воспевал красоту родной природы, необозримую ширь степных просторов:



Степь открылась перед нами,
Любо в даль её глядеть!
Любо ровными полями
С вихрем взапуски лететь.
Славно, братцы, в поле чистом
Слушать песню ямщика.
Вместе с звуком серебристым
Голосистого звонка.
                                  “Выезд”



Из прозаических произведений Стаховича особый успех имела пьеса из русского быта “Ночное”, которая долгое время шла во многих театрах страны. Его произведения публиковали журналы “Москвитянин”, “Современник”, “Русская беседа”.


Многие из нас зачитывались знаменитым толстовским “Холстомером”. Так вот, сюжет Льву Николаевичу подсказал Михаил Александрович, и великий писатель посвятил рассказ Стаховичу. Известен он и как переводчик западноевропейской позии и прозы.


Стахович – писатель, друг гитары, знаток песни, глубоко русский человек, не мог не обратиться к песенному народному творчеству. Ещё в детстве, живя в Пальна-Михайловке, он слышал многие народные песни. Он ездил по Елецкому уезду, Орловщине и записывал эти песни. Целые четыре тетради, почти сорок песен. Примечателен тот факт, что Михаил Александрович записывал только те песни, которые ранее никогда не публиковались. Собранным песням он дал вторую жизнь – в сопровождении как фортепьяно, так и любимой гитары. Критик Т. П. Филиппов в журнале “Москвитянин” в рецензии на песенный сборник Стаховича писал: “У Стаховича есть уважение к предмету. Видно, что он не столь озабочен тем, чтобы сделать русские народные песни средством к своей славе, а имеет в виду распространение истинного об них понятия. Он не допустил сложности в сопровождении, чтобы за аккордами не скрыть самих напевов...”


Не только богатство, но и образованность и демократичность Стаховича сделали его заметной фигурой в Елецком уезде. Дворянство избрало его своим предводителем. В Ельце Михаил Александрович собрал вокруг себя образованных представителей интеллигенции. Проявлял он интерес и к местной истории. До сих пор труд Стаховича “История, этнография и стати-стика Елецкого уезда”, изданный в 1858 году, является образцом для краеведов. Именно с Михаила Александровича началось елецкое и липецкое краеведение.


И хотя Стахович был одним из богатейших землевладельцев не только Орловской губернии, но и России, владел первоклассным конным заводом, демократичность его не была позой или маской пресыщенного барина. Он действительно прикипел всей душой к своему народу, не только знал его жизнь, но и понимал, вникал в его духовную и социальную сущность. Как вспоминают современники, был он человеком мягким, простым в общении не только со своими дворовыми, но и с крепостными. Последние не только уважали своего барина, но и любили его. Елецкая интеллигенция считала Стаховича неподкупным, честным человеком.


Добросердечность и мягкость характера Стаховича сослужили ему плохую службу, став причиной его трагической гибели: он был зверски убит своим бурмистром (управляющим поместьем) Иваном Мокринским.


Личная жизнь Михаила Александровича складывалась трудно, с драматическими изломами. Находясь в Германии, он женился, но по возвращении в Россию развёлся с женой. Михаил Александрович полюбил крестьянскую девушку – племянницу бурмистра. Последний коварно использовал связь барина с племянницей в корыстных целях.


Бурмистра Стахович любил, приближал к себе, прощал ему все его промахи и грехи. Иван управлял большим и богатым имением во время частых и долгих отлучек барина и в конце концов почувствовал себя полновластным хозяином и господином. Иван злоупотреблял властью, крал, имел массу запутанных денежных расчётов. Немало ассигнаций осело в его кармане. В тот злополучный день 1858 года, возвращаясь из Ельца с обедни, Стахович пел под гитару в коляске любимые песни, шутил и вообще был в хорошем расположении духа. И пально-михайловские дворовые, крепостные видели своего барина весёлым и жизнерадостным. По приезде он вызвал Ивана и объявил, что намерен разобраться с его делами по управлению имением. Через два часа его нашли повешенным. Случилось это в тёмную дождливую ночь 26 октября. Следствие установило, что бурмистр со своим сообщником убили Михаила Александровича, а затем инсценировали самоубийство. Судебно-медицинская экспертиза показала, что Стахович умер от ударов в висок, и лишь потом был повешен.


Десятки изданий посвятили некрологи Стаховичу, в которых, в частности, подчёркивалось, что Михаил Александрович “на деле сроднился с русским простонародьем и горячо любил его”. Младший брат Александр писал о нём: “Мир твоему праху, народный писатель! Всю жизнь посвятил ты народу, которого знал и любил так много. Долго словом и делом проводил ты мысль о его освобождении, и когда повеяла свобода, как отозвался ты на священный призыв! В числе немногих стоял ты за право крестьян на землю, которое они приобрели не юридическим путём, а трёхсотлетним крепостным трудом, орошая эту самую землю кровавым потом... Ты умер, не дождавшись обетованного дня, но ты предсказывал его и видел его рассвет! И придёт время, русский народ вспомянет и твою деятельность в истории своего освобождения, оценит тебя и в немногих оставшихся после тебя произведениях... Вспомянут тебя добрым словом и от души скажут: вечная память!”

Загрузка комментариев к новости.....
№ 2, 2018 год
Авторизация 
  Вверх