petrmost.lpgzt.ru - Увлечения Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
Увлечения 

Здесь русский дух...

Историческая реконструкция: возвращение к истокам
04.05.2009 Павел Семёнов
// Увлечения

Тихий осенний вечер, ранние сумерки, медленно опускающиеся на пойму Дона. Неярко плещется у земли пламя многочисленных костров, освещая зыбким светом шатры "русичей", "монголов", "рыцарей" и поглощая, ограничивая чёрной стеной пространство лагеря, расположившегося у самого края огромного поля. Поля, ставшего некогда одним из истоков возрождающейся Руси и ставшего сегодня одним из главных исторических полей России.


Расчерченное лесополосами, пожелтевшее от неубранной ещё кукурузы, но кое-где уже чёрное, вспаханное, оно, конечно, ничем не напоминает поросшее седым ковылём древнее Куликово поле. Но этим вечером, наполненное приглушённым бряцанием доспехов и тяжёлых мечей, кажется почти таким же, что и 600 с лишним лет назад, накануне величайшего сражения Средневековья.


Куликовская битва… Именно она, случившаяся много веков спустя на моих глазах и с моим участием, и стала для меня началом увлечения так называемой исторической реконструкцией.


Сегодня об этом достаточно много говорят. Людей в доспехах всё чаще можно увидеть по телевизору. И если с ними познакомиться, то, скорее всего, они представятся "историческими реконструкторами". А вот кто такие реконструкторы? Зачем им всё это нужно?


Ответов много. Если подойти к вопросу буквально, то историческая реконструкция – это процесс воссоздания предметов быта и вооружения определённой эпохи с целью изучения технологии их изготовления и особенностей применения. Проще говоря, часть людей, особенно молодых и деятельных, увлёкшись историей, постепенно начинает осознавать, что одного чтения книг им мало. Они хотят научиться делать орудия той эпохи, пользоваться ими и понимать, как они "работают". Безусловно, для этого вовсе не обязательно заковывать себя в латы, примерять кольчуги и тем более браться за мечи. Но когда увлечённый человек начинает общаться с другими, столь же увлечёнными, приходит желание встретиться, обсудить хобби. Продемонстрировать доспехи и оружие, а продемонстрировав, попытаться понять, как всё-таки сражались наши далёкие предки. На турнирах и в боях. Словом, было бы желание. А приёмы современного фехтования, обогащённые опытом из средневековых фехтбуков, дали жизнь такому увлекательному действу, как "историческое фехтование".


Думаю, во многом благодаря ему и обрели популярность фестивали исторической реконструкции. В чём их привлекательность для участников? Скажем, для тех же занятий спортом существуют достаточно жёсткие ограничения: по возрасту, уровню подготовки, наконец, даже по комплекции человека. Историческая реконструкция ограничений не знает. Каждый может найти себе занятие по душе. Вариантов масса. Можно ездить на фестивали ради турниров. И многие, кстати, так и делают. Для них главное – специализированные спортивные мероприятия. Можно лепить кувшины и ковать ножи. Можно шить старинную одежду. Варить похлёбку по рецептам предков.


Короче говоря, реконструкция изучает средневековую жизнь в разных проявлениях. То есть, мы не просто любим историю, нам интересна материальная, духовная культура Средневековья. А поэтому и реконструировать мы пытаемся не только какие-то конкретные вещи, но и быт, уклад, ритм жизни. Поверьте, это удивительное ощущение – оказаться в компании не всегда знакомых, но близких, понимающих тебя людей, и, будто с помощью машины времени, переместиться на много лет назад. В иное пространство, иной мир. Готовить пищу этого мира, петь его песни. И всё это среди копий, мечей, палаток, шатров, лошадей и телег. Практически в рамках реального исторического антуража.


И надо сказать, что мы отнюдь не одиноки в своём увлечении. "Реконструкторское" направление в изучении истории широко представлено в странах Западной Европы, и в частности, в Германии, Швеции, Дании, Англии, а также становится всё более массовым в странах Восточной Европы – Польше, Чехии, Венгрии. Оно получило там название "Living History" ("Живая История") и активно развивается с 60-х годов прошлого века. Начиналось всё исключительно в рамках университетских научных проектов, цель которых состояла в реконструкции предметов быта и оружия. Затем был отмечен повышенный интерес к этим проектам не только студентов и специалистов, но и широкой публики, её желание участвовать в них.


Сколько-нибудь масштабным в России движение стало в середине 90-х, когда отдельные люди, интересующиеся историей, начали объединятся в клубы. Постепенно инициатива снизу обрела общепринятое самоназвание – "историческая реконструкция". Сначала реконструкторов интересовало больше фехтование и военное дело Средневековья. Но постепенно клубы развивались, появлялись связи с российскими и зарубежными университетами, с профессиональными археологами и историками, более широкими становились и интересы реконструкторов.


Сегодня движение объединяет более 200 клубов по всей стране, а на фестивалях, проводимых историческими клубами, собирается до двух тысяч участников. Между клубами установлены тесные связи, некоторые российские объединения имеют филиалы в ближнем зарубежье и наоборот.


Историческая реконструкция стала одним из немногих самоорганизующихся молодёжных движений. Почему именно молодёжных? Да потому, что, в первую очередь, именно молодых людей привлекает возможность лучше понять жизнь предков, их мировоззрение и мотивацию. Поэтому основной массе участников исторических клубов от 15 до 30 лет: это старшеклассники, студенты, аспиранты, рабочие, преподаватели, инженеры, сотрудники правоохранительных органов… Но участвуют в фестивалях и люди старшего поколения. Иногда к нам приезжают целыми семьями – с детьми, даже с внуками. Надо ли говорить, что такая форма изучения родной культуры и истории даёт несоизмеримо больший воспитательный эффект, чем просто беседы о патриотизме.


Хочу особо отметить, что исторические клубы становятся всё более многочисленными, у многих из них появляются особые направления деятельности, свои объекты реконструкции. Елецкий военно-исторический клуб "Копьё", которым я руковожу, был организован группой энтузиастов в 1998 году. До того, как заняться Средневековьем, члены клуба изучали историю и традиции Елецкого пехотного полка времён войны 1812 года. Уже в первый год своего существования "Копьё" выехало на фестиваль на Куликово поле, и с тех пор мы не пропустили ни одной встречи на Красном холме.


Куликово поле – святое для каждого русского человека место. Многие, попадая сюда, что называется, за компанию, навсегда "заболевают" исторической реконструкцией и уже не представляют себе, как можно жить иначе. Без изучения нашего прошлого, без общения, встреч, без напряжённого ритма клубной жизни, без участия в фестивалях на Куликовом поле, где клуб "Копьё" неоднократно завоёвывал призы и признавался лучшим.


Со временем география наших поездок расширилась: мы участвовали в фестивалях в различных регионах России, в Белоруссии, Украине и Польше. Постепенно созрело решение проводить собственные фестивали исторической реконструкции. Первый, получивший название "Русборг", был организован в 2005 году на Дону, в окрестностях Задонска. Опыт оказался удачным, и международные фестивали "Русборг" стали традиционными.


Их программа обширна. Уже следующее после заезда утро начинается с многочисленных конкурсов. Среди них военные – стрельба из лука, метание копья, фехтование на мечах. А также вполне мирные, но не менее важные, чтобы победить на фестивале, – потехи для добрых молодцев. И в том числе метание бревна и метание камня. Причём людей, не уверенных в своих силах, мы, как правило, просим поберечь здоровье. Ведь бросать приходится не камешки размером с кулак и даже не кирпичи, а почти полуторапудовые валуны. Второй день фестиваля – это, как правило, командные действия. Мы называем их манёврами на местности, когда демонстрируются приёмы средневековой боевой тактики, варианты построения отрядов. Но наибольшим успехом у зрителей пользуются показательные выступления. Здесь важен не результат, а качество представления – строевой подготовки или того же боя на мечах.


Словом, "Русборг" состоялся. А удача, как известно, окрыляет, и с 2007-го на острове посреди реки Воронеж в Липецке проводится ещё и фестиваль "Ладейное поле". Он включает те же элементы, что и "Русборг". Но его изюминка – гонки на лодках. И если в 2007-м мы соревновались на современных "яликах", любезно предоставленных нам липецким РОСТО, то в этом году надеемся построить к фестивалю два собственных судна древней конструкции.


Сегодня историческое судостроение стало для нас таким же важным делом, как изготовление доспехов, оружия. А началось всё в 2005 году, когда в Польше мы стали участниками похода на настоящем корабле викингов. С тех пор "корабельная лихорадка" превратилась во всеобщую болезнь. Мы собираем всевозможную информацию о древних кораблях, даже специально ездили на судоверфь в Петрозаводск. И летом 2008-го поставили на стапель свою первую лодку – плоскодонное судно, аналог средневековой барки. Такие ходили по нашим рекам с Х по ХIХ века. Конструкция проста и достаточно технологична. Строительство заняло три месяца. В августе прошлого года на фестивале "Ладейное поле–2008" мы спустили её на воду. Ну а в нынешнем году, как я уже говорил, компанию первому судну составят строящиеся за счёт президентского гранта (его мы получили осенью прошлого года, направив сведения о себе и своих замыслах в специальный фонд "Государственный клуб") долблёнка с нашитым бортом длиной 8 метров и копия скандинавской шнеки из Гокстада длиной 9,7 метра. А три корабля – это уже флотилия!


В наш клуб приходят разные люди. Каждый, изучая прошлое, ищет что-то своё. А находя, приходит и к общему, к тому, что объединяет всех нас, что заставляет вместе постигать искусство ковки и ткачества, военной тактики и судостроения, средневековой моды и кулинарии. И в конце концов, всё это заставляет нас участвовать в фестивалях, становящихся настоящими праздниками славянской и русской истории и культуры. И иногда я не могу ответить на простой, казалось бы, вопрос: какие именно события становятся наиболее яркими, значимыми страницами фестивалей? Рыцарские турниры, бешеные скачки наездников, гонки многовёсельных стругов, наконец, сами битвы, реконструируемые участниками? Или всё-таки ночи перед битвами? Когда, кажется, что воздух, будто дымом костров, пропитан историей. Когда Древняя Русь становится твоим миром, когда начинаешь острее понимать, что есть добро, а что зло. Когда главными ценностями становятся гуманизм и милосердие, человеколюбие и сострадание, великое чувство принадлежности Родине и родному краю. Когда поиск самого себя, осознание своего места в жизни заставляет думать о вещах не суетных, а сущих. О том, что было и о том, что будет. С каждым из нас, со страной, со всем миром.

Загрузка комментариев к новости.....
№ 1, 2017 год
Авторизация 
  Вверх