Вт, 25 Июня, 2019
Липецк: +27° $ 63.13 71.35

Требовались собственные видописцы

Полина Матвиец | 30.12.2011

«18 мая в Липецком областном драматическом театре открылась первая областная художественная выставка живописи, скульптуры и графики. На выставке экспонировано 300 работ 32 художников, преимущественно из Липецка и Ельца…» Это – строки из небольшой суховатой заметки, опубликованной более полувека назад в одном из майских номеров липецкой областной газеты «Ленинское знамя». Между тем рассказывала она о событии поистине историческом, ведь именно выставкой 1957 года открывается новейшая история художественной жизни липецкого края.

Тогда ещё совсем юной Липецкой области было необходимо не только творить своё новое настоящее, но и заботиться о пусть лишь начавшейся истории. Ей требовались собственные видописцы, те, кто сможет, запечатлев образ кистью, создать для последующих поколений наглядную и яркую историю этого времени. Так в 1957 году в Липецке появилась одна из самых молодых в стране художнических организаций – вобравшее в себя лучшие творческие силы края отделение Союза художников. Среди наиболее ярких имен встречаем живописцев С. Пырсина и В. Сорокина, графика А. Вагнера, скульптора Н. Беляеву-Попову, а также вошедших в состав организации на исходе 1950-х годов таких талантливых и самобытных мастеров, как В. Слушник и Ю. Гришко. Художественная жизнь молодой области буквально кипела: помимо активной работы по оформлению различных городских учреждений, художники создавали многочисленные станковые произведения, как правило, жанрового характера, отражающие повседневную жизнь крупнейшего металлургического центра страны. Организовывались художественные выставки и лекции, призванные просвещать и образовывать липчан. Сколько же энергии и искренности было в этих молодых художниках, готовых отдавать себя любимому делу без остатка! Это время по праву можно считать точкой отсчёта истории изобразительного искусства края.

Прошло без малого 55 лет. Стремительно меняющееся время наполнило творчество последующих поколений художников новыми темами, образами, неожиданными и яркими открытиями. Но сегодня, в век стремительного прогресса и высоких технологий, мы всё чаще обращаем свой взор к сюжетам произведений искусства именно того времени, напоённого удивительной энергией и силой – времени, когда, всё только начиналось.

55-летний юбилей первой областной художественной выставки явился камертоном создания и открытия постоянной музейной экспозиции Липецкой областной картинной галереи.

Художественному собранию областной картинной галереи чуть более двадцати лет. Задолго до обретения своего нынешнего пристанища – Дома Губина, хорошо известного жителям Липецка памятника архитектуры первой трети XIX века, картинная галерея начала формирование художественной коллекции, первоначальной задачей которой было отражение истории развития искусства липецкого края. Принцип собирания произведений был прост – от каждого именитого местного мастера по нескольку лучших и характерных для разных этапов его творчества произведений, которые приобретались обычно у самих авторов. Так сложилась «Коллекция коллекций».

Логичным добавлением к данному собранию стали произведения живописи, скульптуры и графики художников Москвы и других городов России, что не только помогало лучше понять истоки, ощутить преемственность художественных традиций Липецка, но начать создание цельного и яркого портрета художественных исканий России второй половины XX – начала XXI столетий. Эта часть коллекции Липецкой областной картинной галереи пополнялась как посредством дарений частных лиц, так и благодаря закупкам через знаменитый художественный фонд РОСИЗО. Так в собрании появились уникальные творения Г. Машкова, ученика великого русского живописца
К. Коровина, произведения известных советских художников Ю. Цыганова, заслуженного художника РСФСР Ф. В. Шапаева, представителей московской художнической династии Чернышёвых, известных воронежских художников А. Ерёменко и Е. Ефанова, тамбовчанина В. Рябинского и многих других. Благодаря всё тому же РОСИЗО в середине 1990-х на липецкую землю вернулись некоторые из ранних картин В. Сорокина. Обретение галереей написанных в период жизни художника в Ельце крупноформатного «Натюрморта с помидорами» (1955 г.) и пейзажа «Тёплый день» (1953 г.) стало бесценным вкладом в изучение раннего творчества мастера.

На сегодняшний день фонды Липецкой областной картинной галереи насчитывают более 1000 единиц хранения. Из этого внушительного количества произведений изобразительного искусства было отобрано лишь несколько десятков наиболее выразительных, призванных не только рассказать зрителю об истории художественной жизни края, формировании художественного собрания Липецкой областной картинной галереи или биографиях отдельных творцов, но и погрузить его в атмосферу тех особенных образов, идей, что более полувека питали творчество этих художников.

Каждый из залов выставки наполнен своим повествованием.

Самый первый, где сосредоточены произведения живописи и скульптуры, посвящён прославленному первому поколению липецких художников, с творчества которых начинается история становления профессионального изобразительного искусства в области. Истинными жемчужинами видятся представленные произведения В. Сорокина и В. Слушника, написанные в 1950-х – начале 1960-х гг. Великолепные образцы раннего творчества обоих авторов, работы «Церковь. Двина», «Портрет артиста» Слушника, уже упоминавшийся «Тёплый день», «Весна» и «Автопортрет» Сорокина, заставляют вспомнить лучшие творения живописи русского реализма второй половины XIX века. Мастерство исполнения, тонкое чувствование художниками увиденного мотива и умение передать его, сохранив всю свежесть и непосредственность, ставят эти произведения в ряд истинных шедевров отечественной живописи прошлого столетия.

Следующий зал уже успел получить свой топоним – «Зал больших картин». Его можно называть так, имея в виду не столько большой формат четырёх представленных картин, сколько заключённый в их характерных для послевоенной эпохи образах поистине множественный, глубинный, вечный смысл. Победа в Великой Отечественной войне и память о ней, благородство труда и вера в счастливое будущее ярко воплотились в произведениях липецких мастеров-живописцев В. Дворянчикова, В. Лузанова, Е. Сальникова. Центром экспозиции этого зала является картина замечательного советского художника Ю. Цыганова «Совхоз строится» (1959 г.). В её радостном светлом колорите мощным аккордом звучат темы Великой Победы и нелегкого труда по восстановлению родной страны; в облике главных героев заключены надежды на будущее, которое во все времена хочется видеть счастливым и, главное, мирным.

Особого внимания достоин зал, в котором располагаются произведения российских художников. Здесь можно ознакомиться с пейзажами, портретами и жанровыми композициями, в разные годы исполненными живописцами Москвы, Рязани, Тамбова, Воронежа и других городов.

Наиболее ранним в живописном собрании Липецкой областной картинной галереи является представленное в этом зале произведение Г. Машкова «Подружки» (1930 г.). Героинями нехитрого сюжета стали босоногие деревенские девчушки, ведущие дружелюбную беседу посреди благоухающего летнего пейзажа… Лёгкость исполнения и безукоризненная техника выдают руку истинного мастера. Крайне мало известно о художнике Георгии Машкове. Однако бесспорным является то, что он был одним из последних носителей традиций дореволюционной художественной школы, так как учился живописи у великих К. Коровина и А. Архипова.

К 1948 г. относится «Портрет старика» Н. Скорубской. Небольшой этюд напоен энергией большого произведения. Вероятно, эта работа была частью некоего крупного творческого замысла, так и не воплощённого художницей. Особую известность приобрел находящийся в этом же зале пейзаж Н. Сысоева «Осенняя тишина»: в 1970-80-х гг. это произведение множество раз воспроизводилось на советских открытках и почтовых марках. Её тихий созерцательный сюжет был хорошо знаком тогдашним школьникам по учебникам «Родная речь».

Липецкая областная картинная галерея не может не гордиться своим графическим собранием. С разнообразием видов печатной графики знакомит заключительный зал экспозиции. Офорт, литография, линогравюра… Станковую, книжную, исполненную в анималистическом, пейзажном, даже интерьерном жанрах, гравюру представляют прославленные имена не только липецких мастеров.

«Утро», «Предзимье», «У колодца» – это яркие образы тихой красы среднерусской природы. Офорты знаменитого советского художника-графика Б. Французова отличает тонкая, классическая манера исполнения, чутко передающая настроение, состояние каждого из выбранных художником мотивов. Замечательными образцами книжной графики являются гравюры-иллюстрации М. Заводнова и С. Косенкова к произведениям русской и советской литературной классики – «Донским рассказам» М. Шолохова, романам Ф. Достоевского и Н. Лескова. В редком анималистическом жанре и ныне работает ростовский художник В. Бегма. Его работы «Воробушек» и «Белые цапли» – точные и высокохудожественные образы природы, словно сошедшие со страниц рассказов писателей В. Бианки и Е. Чарушина. Старому Липецку – благородному уездному городу посвящены линогравюры липецкого мастера М. Виноградова, образами А. Пушкина проникнуты тушевые листы В. Лузанова, поэтикой России И. Бунина – камерные офорты В. Шальнева.

Состоявшаяся 55 лет назад первая в области художественная выставка радовала своих гостей лишь шестнадцать дней. Однако их оказалось достаточно для того, чтобы живая память об этом событии вдохновила появление нынешней музейной экспозиции в Липецкой областной картинной галерее.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных