petrmost.lpgzt.ru - Литературное обозрение Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
Литературное обозрение 

Исповедь грешницы

27.12.2012 Алексей Иванов
// Литературное обозрение

Имя Тамары Алексеевой в литературных кругах Липецкой области стало известно с 2004 года, когда она выпустила свою первую невеликую книжку рассказов «Весенний шабаш». Как и  почти все изданное самиздатом, причем достаточно скромным тиражом, ее книжка, понятно, не получила тогда широкого признания у читателей. Потребовались годы упорной работы над новыми рассказами, последующие издания этой книги в расширенном виде, а также выход в СМИ и Интернет, чтобы об Алексеевой заговорили всерьез. За подборку рассказов, опубликованных  журналом «Петровский мост» в 2011 году, редакция присудила ей премию в разделе прозы. Ранее она получила московскую региональную писательскую премию имени А.П. Чехова.


Столь высокая оценка творчества доселе малоизвестного автора не случайна. Алексеева несомненно обладает многими качествами настоящего писателя. У нее зоркий взгляд на окружающее, умение выделить главное в характере человека, вызвать к нему интерес и сочувствие читателя. Это роднит ее с Антоном Павловичем Чеховым, премию имени которого она получила. Стиль ее письма, ориентированный на классический литературный язык, как и у Чехова, не лишен простоты, ясности, простонародной выразительности и образности. Как, например, в этом отрывке из рассказа «Сила рода»: «Димана били долго и обстоятельно. Будто готовили тесто для пирога с мясом. Били ни за что. Просто так. От собачьей жизни. Когда хрустнули ребра, а потом стали бить по голове, Диман понял: «Хана. Живым не оставят...» Несколько снижает остроту восприятия текста в отдельных рассказах некоторая недооценка сюжета, уход в психологизм, а порой и в мистику, но в целом впечатление от прочитанного, как правило,  благоприятное. Спорна излишняя эротичность некоторых сцен, но тут, думается, дело на любителя и редактора. Столь же индивидуальным может быть и отношение к порой кажущейся излишней исповедальности ее произведений. Кто-то при чтении поморщится: «Зачем так откровенно? Не перебор ли?» А кто-то одобрит: «Вот это по мне: без утайки!»


Особо много откровенного в ее изданном в 2012 году романе «Исповедь русской грешницы, или Как заработать деньги в России». Он назван так издателями из Международной ассоциации писателей и публицистов, с которыми Тамара установила тесную связь, с явным расчетом на привлечение внимания возможного зарубежного читателя. Уместнее и точнее, конечно, название более короткое: «Исповедь грешницы». На нем бы  автору остановиться, готовя роман для чисто российских изданий. Но это – частность, мало меняющая суть дела. Она – в издательском резюме для читателей на обложке нынешнего издания: «Исповедь…– роман-откровение женщины, прошедшей все круги ада на пути к личному счастью и материальному процветанию… Чтобы пройти этот путь, героине пришлось поступиться своими понятиями о добре и зле, быть готовой к разрыву с обществом и кругом друзей, преодолевая глубокие и невозвратимые грехопотери».


Роман построен на жизненном личном опыте, чего не скрывает и сама писательница, выбрав для него в качестве посвящения строки из своего стихотворения перестроечной поры. Она тогда закончила Липецкий пед-институт и начала работать по своей специальности учительницы начальных классов, занимаясь для выживания в девяностые тем, к чему можно относиться по-разному. Поэтически это звучит так: «В том лесу ходили звери –/черти все трехглазые/, в том лесу жила и я –/ведьма черноглазая».


Но, конечно же, «Исповедь…» не просто и не чисто биография, а художественное произведение с перебивками (очень небольшими и уместными) публицистикой. В основу его положена якобы рукопись женщины, умершей от рака. Рукопись – нечто среднее между дневником или мемуарами в рассказах с откровенными заголовками типа: «Я была воровкой», «С моей душой стряслась беда»… Друг покойной, некий Валерий Петрович Орловцев, к которому она иногда обращается в своих публицистических отступлениях по поводу несовершенства мира, найдя дневник, счел своим долгом предложить его для издания, предварив предисловием. И тут уж каждый читатель сам волен решать: воспринимать роман как вымысел Алексеевой или правду жизни от реального героя.


Добавлю, что «ведьма черноглазая», то бишь симпатичная мне своей искренностью и несомненным писательским талантом Тамара Алексеева, немалого добилась в своей жизни. Она, по всему чувствуется, счастлива в  семье. Ее муж Вадим – технарь по профессии, но литературные увлечения жены со всеми вытекающими из этого последствиями в нашу мало читающую эпоху воспринимает как свои собственные. Вместе они зарабатывают на жизнь и издание ее книг, являясь совладельцами фабрики «Липецкий сувенир».


Сейчас Алексеева написала новый объемный роман, готовящийся к публикации в журнале «Настоящее время» Международной ассоциации писателей и публицистов. Много и напряженно работает она и над рассказами,  предлагая их в разные СМИ, в том числе и в журнал «Петровский мост». Надеюсь, скоро его читатели смогут увидеть их на страницах и насладиться, как и автор этих заметок.

Загрузка комментариев к новости.....
№ 3, 2017 год
Авторизация 
  Вверх