petrmost.lpgzt.ru - Культура и искусcтво Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
Культура и искусcтво 

Собрание студенческих шедевров,

или Куда ведут реформы образования?
15.07.2016 Татьяна Нечаева
// Культура и искусcтво
И. Бабенко. Киот с иконой «Богородица Неувядаемый цвет». Дипломная работа.
И. Бабенко. Киот с иконой
«Богородица Неувядаемый цвет».
Дипломная работа.С. Шатова. Фрагмент шкатулки «После дождичка в четверг». Дипломная работа.
Папье-маше, темпера. Лаковая миниатюра.А. Буга. Подарочный футляр для хранения Библии. Дипломная работа.
Нейзильбер, камень, дерево. Гравировка, пайка, филигрань.М. Сокольских. Шкатулка «Огненный бог Семаргл». Дипломная работа.
Нейзильбер, медь, папье-маше. Пропильная резьба, гравировка, гальваника,
филигрань, пайка, миниатюрная живопись.Е. Колобовникова. «Руслан и Людмила».
Дипломная работа. Дерево, кость.Н. Ермакова. «Воспоминание о море». Дипломная работа (фрагмент). Глина.

В европейском Средневековье, да и в более поздние времена, существовала традиция – ученик или подмастерье, чтобы его признали мастером и приняли в цех, должен был создать шедевр, продемонстрировав высшее достижение в профессии.


Солидную коллекцию подобных шедевров собрала кафедра декоративно-прикладного искусства художественно-графического факультета ЛГПУ. Она оставляет неизгладимое впечатление: технической безупречностью исполнения, пониманием свойства материала, выдумкой и, что, быть может, самое важное, – любовью к своему предмету, почти фанатичной увлеченностью. Это чувствуется в работе каждого, без любви никакие силы не принудят человека к столь кропотливому, усердному труду – выполнять тончайшую резьбу по бересте, дереву, металлу, кости, камню; шлифовать и полировать изделия до зеркального блеска; писать лаковую миниатюру в стилистике Палеха, Холуя, Мстёры; использовать богатство возможностей обыкновенной глины, создавая разнообразнейшие предметы декоративного и утилитарного назначения в шамоте, керамике, майолике; колдовать над затейливыми ювелирными украшениями, да всего не перечислить.


Атмосфера творчества, доверительных отношений между студентами и преподавателями сложилась еще в 1980-х годах благодаря основоположникам направления ДПИ на факультете – Виктору Федоровичу Григорьеву, великолепному мастеру художественной обработки металла, Нине Ивановне Уткиной и Татьяне Федоровне Романовой, талантливым художницам, самозабвенно преданным искусству лаковой миниатюры. Ими, а также их единомышленниками, была разработана и внедрена система обучения, бережно хранимая их преемниками и теперь. Ее суть в том, что в выбранной специализации студент тщательно проходит все стадии работы с материалом, например, от заготовки и обработки бересты до создания изделия по собственному проекту, связанному с изучением бытующих в народных промыслах узоров, смыслового значения орнаментальных элементов. Такая система, быть может, единственно верная, также идет от древних методов

обучения ремеслу. Нынешние педагоги – кандидат педагогических наук Н.В. Григорьева, старший преподаватель Н.Н. Фаронова, старший преподаватель, народный мастер в области керамики, член СХ РФ Е.Г. Смолеевская, старший преподаватель, член СХ РФ С.Е. Смолеевский, старший преподаватель, стипендиат СХ РФ С.Ю. Пастухова; старший преподаватель В.П. Акиньшин; ассистенты М.Ю. Дымова и А.Н. Качанова – не только чтут укорененную на кафедре традицию, но и приумножают ее своей индивидуальностью, собственными научными изысканиями, ощущением нового времени и пониманием современного языка искусства. И во главе всего – знания, любовь к своему делу и воспитанникам.


На кафедре ДПИ студенты изучают искусство знаменитых промыслов, на практике овладевая технологиями ремесла, проникая в закономерности образного мышления, пропитываясь самим духом национальной художественной культуры и раскрывая бездонный кладезь ее красоты и символического содержания. Для досконального изучения им предлагается на выбор два направления из керамики, дерева, металла, лаковой миниатюры и др. Не стоит удивляться универсализму молодых художников, сочетающих в одном произведении различные материалы и техники. 


Довольно часто молодые художники обращаются к лаковой миниатюре, создавая шкатулки, коробочки, ларцы из папье-маше или включая расписанные вставки в металлические, деревянные, ювелирные изделия. Светлана Шатова, например, искусно исполнила роспись в палехской традиции на трехчастной лаковой шкатулке «После дождичка в четверг» (папье-маше, темпера), Елена Баранова расписала ларец «Поход князя Святослава» (папье-маше, темпера) в стиле холуйской миниатюры, добившись соответствия формы, росписи и сюжета. 


Ирина Бабенко в киоте «Богородица Неувядаемый Цвет» (керамика, глазурь, подглазурная роспись) передала в простой форме, экономном декоре, деликатной росписи чистоту святого образа, душу русского искусства и собственное трепетное отношение к выбранной теме. Привлекает внимание ювелирным узорочьем триптих Натальи Бессоновой «Сказка о царе Салтане» (резьба по бересте), так же, как резная прялка Ирины Шипиловой (дерево, резьба) – уверенностью руки, самостоятельностью орнаментальной композиции, в которую осознанно включены древние семантические компоненты. Интересна шкатулка Елены Колобовниковой «Руслан и Людмила» (дерево, кость, резьба), отличающаяся цельностью, чувством меры и вкуса. Традиционные мотивы используют Анастасия Буга в изысканно выполненном футляре для Библии  (металл, резьба, клейма, лаковая роспись) и Наталья Козлова в декоративной шкатулке-дарохранительнице, посвящённой Куликовской битве (металл, обронное и линейное гравирование), где гармонично сочетаются старо-русский шрифт, орнамент и изобразительные композиции.


Образы русского лубка в современной интерпретации успешно воплотила Анна Свиридова в декоративной тарелке «То и клад, коли лад». Теп-

лым юмором окрашена серия панно Ольги Шерстневой «Водяной. Домовой. Леший», выполненная в технике рельефной резьбы по дереву. 


Остроумное решение в работе «Шахматы» нашла Татьяна Виноградова, соединив светлые и темные породы дерева, рельефные металлические накладки, обозначающие наименования фигур. Оригинальный ход придумала Ольга Баскакова, создав в керамике шашки «Княжеские», где противостоят, как белые и черные, символические войска Галицкого и Черниговского княжеств.


Овладение различными техниками без сомнения необходимо ювелирам, использующим металл, кость, поделочные камни, эмаль, лаковую роспись и прочие материалы, с чем они справляются блестяще. Евгения Оносова, Анна и Мария Сокольских тяготеют к классическим образцам, Татьяна Буслаева, Юлия Эм предпочитают современный дизайн, но и те, и другие проявляют в своих украшениях романтическую фантазию.


Близка к ювелирной – по изяществу исполнения и формы – «Клетка для птиц» (красное дерево, медь, сталь) Елены Полянской, которая продемонстрировала свои умения в токарной обработке, гальванопластике, выколотке. 


Несомненный интерес представляют декоративные работы, отмеченные великолепным мастерством: шкатулка Вадима Колобовникова «Ветер» завораживает вихревым движением фантазийного рельефного орнамента, а шкатулка Надежды Бутаковой «Лесная мелодия» – элегантностью узора и безупречностью исполнения в сложной технике маркетри. 


Большое впечатление производит декоративная пластика, сочетающая современное художественное мышление, фантазию и технические навыки. К этой группе относятся скульптурные работы Романа Безлепкина «Первый снег» и «Перезимуем» (известняк), композиция Натальи Ермаковой «Воспоминание о море», представляющая собой группу керамических объемов, будто обточенных морскими волнами, и форм, напоминающих кораллы. Сюда же можно отнести красивую и веселую композицию Елизаветы Чунихиной «Колючая история» (керамика, цветная глазурь) и несколько загадочный декоративный объект Дины Олениной «Триада»(дерево, керамика, медь), обнаруживающий абстрактно-конструктивное видение художницы, изобретательность и чуткое отношение к материалам, поданным в ассоциативно богатых и «вкусных» сочетаниях.  Прочтя характер древесной структуры и движения материи, Елена Вюст увидела в ней будущий образ, вырезала и отшлифовала слившиеся воедино  фигуры – «Адам и Ева» (дерево).


Конечно, это далеко не все, что хранит кладовая шедевров – курсовых и дипломных работ студентов кафедры декоративно-прикладного искусства Липецкого государственного педагогического университета. Учеба на кафедре – необычайно полезная школа для жизни человека, какой бы путь он ни выбрал по окончании вуза. Он получил художественное образование и ремесло, научился испытывать радость от труда, наполнять ею свои творения, творчески реализовывать свои способности. 


В наше время – время глобализации, стандартизации, засилья чужеродной и дурновкусной сувенирной продукции – теплое, живое, руко-

творное, родное, оригинальное приобретает особую ценность. Столь же большое значение имеет изучение и сохранение традиций народного искусства и передача их будущим поколениям. Спасибо кафедре ДПИ, её увлеченным педагогам и студентам, делающим очень важное дело, сохраняющее нашу культуру. Хотелось бы пожелать дальнейшего процветания кафедре и радоваться плодам воспитания, но тут берет слово реформа образования… 




Выдержки из официальной справки:


«Кафедра декоративно-прикладного искусства является одной из старейших и основополагающих на художественно-графическом факультете Липецкого государственного педагогического университета. Она создана на базе секции декоративно-прикладного искусства кафедры черчения, труда и методики при художественно-графическом факультете 6 июня 1996 года. 


Кафедра ДПИ осуществляет подготовку специалистов в соответствии с российским Государственным образовательным стандартом по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Квалификация – художник декоративно-прикладного искусства. В рамках этой специальности проводятся рисовальная, музейная и производственная практики.  Сферами профессиональной деятельности являются творческая, преподавательская, научно-методическая, воспитательная, культурно-просветительская, управленческая, сфера строительства и дизайна. В связи с переходом на многоуровневую систему образования на кафедре ДПИ осуществляется подготовка бакалавров – художников ДПИ и народных промыслов для художественных работ с металлом и керамикой. 


Кафедра обеспечивает также дисциплины декоративно-прикладного цикла и общепрофессиональные дисциплины при подготовке учителей изобразительного искусства и специалистов дизайна.


Основателем кафедры и ее первым заведующим является кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный работник культуры Григорьев Виктор Федорович – специалист в области художественной обработки металла. Под его руководством были определены содержание работы и ее базовые направления при подготовке студентов (художественный металл, художественная керамика, лаковая миниатюра, художественное дерево). Благодаря ему сформирован педагогический коллектив кафедры – все действующие сейчас преподаватели – ученики В.Ф. Григорьева.


После В.Ф. Григорьева кафедру ДПИ возглавила Наталья Николаевна Фаронова и вела эту работу до последнего момента существования кафедры – 31.12.2015 г. 


В разное время на кафедре ДПИ работали: кандидат педагогических наук, доцент, художник-миниатюрист Н.И. Уткина; старший преподаватель, заслуженный работник образования, специалист в области народной керамики Р.Г. Федорова; художник-миниатюрист Т.Ф. Романова;  преподаватель скульптуры и живописи Э.Д. Федорин; скульптор, член Союза художников России Э.В. Вознесенская; преподаватель художественной обработки дерева В.Н. Чернецов; ассистент, преподаватель скульптуры Д.В. Брыкин; ассистент, специалист по гончарной керамике К.И. Дедов; старший преподаватель Н.М. Коршикова; старший преподаватель М.В. Карпинская; кандидат педагогических наук, доцент, член Союза художников России Н.А. Прямкова; ассистенты Е. Баранова,

О. Латышева, А. Попова, Е. Бессонова, Т. Буслаева.


Преподаватели кафедры ДПИ ведут активную научно-исследовательскую деятельность по педагогическим и искусствоведческим направлениям. Материалы исследований публикуются в сборниках научных трудов различного уровня – кафедральных, факультетских, университетских, межвузовских, всероссийских, международных.


На кафедре разработаны два методических пособия, которым присвоен гриф Учебно-методического объединения вузов Российской федерации:


Пастухова С.Ю. Материаловедение и технология изготовления художественных керамических изделий. 


Смолеевский С.Е. Основы орнаментальной композиции в геометрической трехгранно-выемчатой резьбе по дереву. 


Специалисты кафедры – активные участники и лауреаты многих художественных выставок, конкурсов, фестивалей городского, областного, регионального, всероссийского и международного уровней.   


Кроме того, многие преподаватели кафедры являются авторами различных методических и учебно-методических пособий, участвуют в разработке учебных программ по разно-

образным дисциплинам…


За время существования кафедры по дисциплинам декоративно-прикладного цикла защитили дипломные работы более 300 человек (данные на 2013 г.). Выпускники развивают переданные им традиции, ведя преподавательскую деятельность в средних общеобразовательных школах, домах и центрах детского творчества, детских художественных школах, в среднем и высшем звене художественного образования. Помимо педагогической работы, выпускники кафедры успешно реализуют свои профессиональные знания в сферах культуры, строительства и дизайна (музей декоративно-прикладного и народного искусства, областной центр романовской игрушки; предприятия и мастерские по художественной обработке металла (в том числе ювелирные мастерские, мастерские художественной ковки), камня, дерева, гончарное дело; дизайн и проектирование каминов, интерьеров; реставрация). Лучшие стали членами Союза художников, фотохудожников России, получили звание народных мастеров РФ. Многие стали лауреатами различных премий, получили гранты в области педагогики и искусства; являются активными участниками художественных выставок, конкурсов, фестивалей городского, областного, регионального, всероссийского, международного уровней; ведут научно-практическую деятельность…


В связи с реформированием ЛГПУ кафедра ДПИ временно вошла в состав кафедры декоративно-прикладного искусства и дизайна в Институте культуры и искусства. Количество ставок преподавателей и время на профессиональную подготовку сокращены.




P.S. Кто объяснит, зачем была разрушена кафедра – талантливый, слаженный педагогический коллектив, так много делавший для воспитания творческих людей, тонких универсальных профессионалов, полезных членов общества? Зачем была развалена система, благодаря которой выпускники кафедры способны были создавать шедевры, передавать свои умения другим? Подумайте: если проводят реформы, значит, они кому-то нужны… Можно задать вопрос: кому, кому от этого польза, кому от этого станет лучше, светлее? Приумножится армия неприкаянных, не нашедших себя в этом мире молодых людей, потенциальных безработных со всеми вытекающими последствиями… Если реформа не ведет к улучшению, то зачем она нужна? Простите за невольные перефразирования…

Загрузка комментариев к новости.....
№ 1, 2017 год
Авторизация 
  Вверх