Пт, 22 Марта, 2019
Липецк: +2° $ 64.28 72.94

Поэзия «забот земных, высот небесных»

Юрий РУДАКОВ | 18.01.2017

Светлану Мекшен по праву называют одной из самых значительных российских поэтесс последней четверти ХХ века. В декабре 2016 года исполнилось 75 лет со дня ее рождения. За свою жизнь она опубликовала тринадцать поэтических сборников, вышедших в Москве, Воронеже и Липецке. Её стихи печатались в многочисленных журналах, газетах и альманахах, вошли в «Антологию поэзии ХХ века», изданную в 1997 году, она – лауреат премии Союза российских писателей за 1992 год.

 До мелочей помню ослепительно солнечный августовский день 1977 года, когда впервые увидел Светлану на одной из творческих встреч в библиотеке посёлка Лев Толстой. Тогда она приезжала познакомить читателей с вышедшей в издательстве «Советский писатель» своей новой книгой «В дом войди». Мне, в то время молодому секретарю районного общества любителей книги, было поручено сопровождать гостью и вести встречу в поселковой библиотеке. Позже, на протяжении многих лет, наши пути неоднократно пересекались.

 Талантливая поэтесса умела завораживать своих слушателей с первого произнесённого слова. На вопросы читателей о своём творческом пути отвечала прямо и откровенно. Сказала, что начала писать стихи рано. Пишет о России. О добре и верности, любви и надежде, о военном лихолетье. 


Милой родины свет и покой –

Малой родины мудрость мирская.

Без Отечества – кто ты такой?

Без страны своей – кто ты такая?

Жизни книга. И смерти строка.

Пенье. Плач.

Колыбель и дорога...

Без Отечества нет языка.

Без страны проку в песнях 

немного...

 Позже, после развала Советского Союза, Светлана Мекшен с огромной болью скажет в стихотворении «Россия»:

Россия, Русь, сестра моя больная,

Люблю тебя не в самый 

светлый час,

Страна моя – такая, не иная,

Что дал Господь навеки только раз.


Так сказать о своей Родине мог только большой поэт.

 По стихам С. Мекшен можно узнать её непростую биографию с совсем не безоблачным детдомовским детством, выпавшим на военные-послевоенные, голодные и холодные годы. Сразу после десятого класса, прямо из детдома, Света пошла работать на Новолипецкий металлургический завод. Детдомовское детство и рабочая закваска научили постоять за себя и в карман за словом не лезть, если что... Да, порой она была прямолинейной, неудобной и вызывающей, в глаза резала правду-матку. За Светланой Мекшен на долгое время закрепился некий образ заводской задиристой девчонки из барака липецкой Рабочей улицы.

Кто улицы нашей, Рабочей, не знал?

Заезжему гостю и пришлой собаке

безудержно слух её чуткий внимал.

А улицу ту составляли бараки.


Родные бараки!

В их щелях сквозных

тепла на столетья четыре 

осталось...

Началом коммуны запомнить 

мне их,

где в муках и в радости 

завтра рождалось.


Вся жизнь на виду: ссоры, свадьбы, 

грехи,

гармошек разливы, помины 

покойных,

на выданье девки, на счёт женихи,

вопросом глаза – если вдруг 

посторонний.

Первые публикации в областных газетах «Ленинское знамя», «Ленинец» в семнадцать лет окрылили Светлану, придали ей уверенности в своём таланте. Первый сборник стихов «Музыка» молодого дарования опубликован в 1969 году в Воронеже. Тогда пробиться в крупное издательство было ох как непросто. В то время Светлана Мекшен уже была студенткой Литературного института имени М. Горького. Она занималась в творческой мастерской известного советского писателя Владимира Солоухина. Её дипломная работа – рукопись стихов – получила высокую оценку. 

 За свою жизнь Светлана Мекшен совершила многочисленные творческие поездки по всей стране – от Москвы до Владивостока. И повсюду находила своих истинных поклонников. Она была тесно знакома со многими знаменитыми поэтами – от Евгения Евтушенко до Риммы Казаковой. Все они отмечали «страстную и темпераментную лирику» Светланы Мекшен, отличающуюся тонким восприятием современного мира, «сострадательным взглядом на жизнь, исполненную не только забот земных, но и высот небесных». 

 Новое время, пришедшее в последнем десятилетии прошлого века, во многом разочаровало Светлану Мекшен. Она постепенно перестала писать, почувствовав, что наступившие времена – не для поэзии… Об этом она говорила в своих интервью. 

 Но истинная, талантливая поэзия будет жить всегда, и творчество самой Светланы Мекшен – лучший тому пример. 


Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных