petrmost.lpgzt.ru - Критика Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
Критика 

Музыка чувств

12.04.2018 Станислав Секретов
// Критика

«Вместе невозможно и врозь никак» – строчка из когда-то популярной песни Максима Леонидова очень точно определяет то, что происходит в жизни главных героев книги Романа Богословского «Зачем ты пришла?» (Москва: Флюид FreeFly, 2018. – 192 с.). Прозаик показывает историю любви мужчины и женщины с момента их случайного знакомства до окончательного расставания.


Между двумя вехами – чехарда событий: первые робкие встречи, уходы из семей, начало совместной жизни, рождение дочери… Плюс извечное желание разобраться, что же такое любовь. Персонаж Богословского занят постоянным самокопанием: ему важно описать, понять, разъяснить самому себе каждую частичку каждого чувства, которое вызывает общение с любимой. И в этих чувствах отражены все ноты – от сильного возбуждения до полного отторжения. Так, во время поцелуя в герое борется желание довести начатое до логического конца с желанием «побыстрее уйти, сбежать». Отсюда и вшитый в романную партитуру рефрен «Зачем ты пришла?»: Ляна для Сергеева – и дарованный Господом большой подарок, и подкинутое дьяволом великое наказание.


Беспрестанный анализ персонажем – молодым мужчиной – собственных чувств сближает книгу Богословского с романами, повестями и рассказами Платона Беседина. Герои его прозы так же хотят понять себя, внутри них одновременно способны на равных сосуществовать грубость и нежность. От женщины – прекрасной дамы до женщины – объекта страсти лишь маленький шажок. 


Как и в произведениях Беседина, действие романа Богословского не обходится без политики: то Ляна и Сергеев случайно оказываются на пути оппозиционного шествия, то слышат о революционных событиях в украинской столице. Персонажи не понимают, «кто и с кем здесь сражается? Кто за кого?». Но политика нужна автору лишь для того, чтобы провести параллели – в отношениях между его героями бушуют свои революции, Ляна постоянно находится в оппозиции к Сергееву.


Кроме политики, в романе много музыки в разных ипостасях – музыкальное прошлое писателя дает о себе знать. Сергеев берет интервью у музыкантов, сам в свободное время играет в группе, да и стиль повествования во многом музыкален, поэтичен. В предыдущем романе Богословского «Трубач у врат зари» критики находили черты поэзии в прозе. Найти их можно и в новой книге – в ней немало образов и метафор, характерных в большей степени для поэтической речи. Причем есть как мягкая лирика, так и броские футуристические выпады: «Я чувствовал себя анатомированным, разрезанным вдоль и поперек, словно торт на дне рождения маньяка. Я – окровавленный торт». Заканчивается роман фразой из знаменитой композиции «Sunny» от «Boney M». Мы же закончим наши заметки упоминанием о том, что книга Романа Богословского открыла собой новую серию «Книжная полка Вадима Левенталя». Левенталь – писатель, публицист и ответственный секретарь «Национального бестселлера» – обещает много интересного. На очереди – роман Эльдара Саттарова «Чао, Вьетнам».

Загрузка комментариев к новости.....
№ 2, 2018 год
Авторизация 
  Вверх