petrmost.lpgzt.ru - Критика Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
Критика 

На остриях нескольких слов

12.04.2018 Татьяна Щеглова
// Критика

Говорят, что поэт – это не только стихотворные строки, но, прежде всего, состояние души и «жизнь наизнанку», без кожи. У поэтов свой крест. Зная это, я каждый раз радуюсь тому, что не пишу стихов. Иначе жить было бы ещё сложнее.


Книга стихов Николая Филина (Калтыгина) «Иллюзорность мироздания» (Москва: ООО «Союз российских писателей», 2017. – 84 с.) увидела свет осенью 2017 года, презентовал он её читателям 7 ноября, на 100-летие Октябрьской революции. Присутствуя при этом, я в очередной раз вспомнила о том, что Николай по образованию историк. Его Вселенная – понятие, которым он оперирует столь же смело, сколь и отчаянно, – во многом зиждется на фундаментальных знаниях, закономерности чисел, основах нумерологии и некой мистической тайне, что «движет Солнце и светила».


До презентации новой книги у Николая были три – «Грань веков» (1996 год), «Сны под озябшей Луной» (2004 год), «Парадигма», изданная в 2008 году. 


В промежутках между выходами книг поэт печатался в столичных и региональных литературных журналах и альманахах. И всё же перерыв в девять лет между книгами тоже что-то значит, несёт свою смысловую нагрузку, свои изменения и знамения. Число «9» по нумерологии – это способность жить по божественным стандартам, обладать состраданием, любовью и милосердием. Не случайно в это самое время жизнь Николая была озарена рождением троих детей и новым посылом к творчеству. 


Программное стихотворение сборника – «Сотворение» – закручивает читателя в галактических вихрях, поэтическом видении истории сотворения мира и места в нём Поэта: «Взрывалось солнце дивным маскарадом.

/Впивались радугами звёзды в небо.

/Земля казалась перманентным адом, /Чреда миров рождалась повседневно…». 


При этом звукопись удивительным образом соседствует с «живописными» мазками – как тут не вспомнить высказывание одного из великих: «Поэзия – это живопись, которую слышат». «Изменчивость воспринимал как смертность, /В мир грёз уже по-своему влюбившись»… Словесная ткань по-мужски брутальна и убедительна. 


При всём том поэт – всё тот же баламут, но ещё более раскованный, смелый и даже трагичный, готовый идти до конца, лишь бы не штиль и не проза жизни. О, эта отчаянная искренность поэтов, о ней так много уже сказано! Поэты продолжают слагать стихи даже в нашу скоротечную эпоху, подчас – с риском для себя: «…Ранен в сердце пронзающей прозой /Жизни другим с другой поровну. /Мимо злости к радости прямо с откоса /И в любой водоём, лишь бы с волнами.

/ «…И рассуждаю опять с натяжкой:

/Ну, когда же, когда случится? /Чтобы каждый – последнюю рубашку… /Чтобы каждый – ввысь вольной птицей…» («Бред истории»). Воистину, стихотворение, растянутое на остриях нескольких слов, как сказал бы Блок. 


Поэт повзрослел, помудрел, но при этом… остался столь же безбашенным, пронзительным. А стихотворные строки – дневник его души. «Мы приходим из «ниоткуда», /Возвращаемся в «никуда». /Уповаем на данность чуда, /Если с ближним стряслась беда.

//Растекаемся по Вселенной, /Прорываем насквозь миры. /Из-за истины переменной /Пропускаем небес дары…» («Движение»). Искренние и зачастую нелицеприятные признания в высоком поэтическом тоне, разлад мечты и действительности и то, что я бы назвала «лермонтовщиной». Смесь мистики, высокого эмоционального напряжения и ярких образов по обе стороны добра и зла.


И на фоне этой грандиозной битвы миров – россыпь колокольного звона, тревога за Отечество и генетический код «русскости», который есть в каждом из нас: «Струпьями на теле чехарда знамен, /Мыслями о бренном аритмия битв. /По Руси распадком колокольный звон, /Об ушедших в искус – тишина молитв. /…Отходили, отгрохали на мели /И парим в невесомости меж времен… /Из-под снега подснежники расцвели, /Снова мир спасает колокольный звон». 


Одно из самых проникновенных стихотворений нового сборника Николая Филина – «Звезды падают вниз, /Души уходят вверх…». «Разум ликует: «Да!» /Сердце трепещет: «Нет!» /Прочая ерунда –/Тьма и свет.

/Пробуем на износ /Алчных тем хоровод. /Век двадцать первый: «Sos!»

/...дцатый год». Изложение лаконичное, сдержанное и во многом новаторское даже при нынешнем обилии новых жанров и поэтических форм.


В эпоху всеобщей глухоты к нам прорывается живой и искренний голос поэта. Хорошо бы его услышать…

Загрузка комментариев к новости.....
№ 1, 2018 год
Авторизация 
  Вверх