petrmost.lpgzt.ru - Культура и искусcтво Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
Культура и искусcтво 

Роман с городом (ФОТО)

21.07.2018 Исаак РОЗЕНФЕЛЬД
// Культура и искусcтво

Так вышло, что через пару дней после посещения выставки живописца Виктора Беликова мне попался на глаза старый журнал с интервью активистов так называемой артгруппы «Война». Кто забыл (а я полагаю, о ней забыли, и правильно сделали, многие), тем напомню. «Война» – такая агрессивная, объявившая себя истинным авангардом современного искусства компания, которая если что и способна нарисовать, то мужской член на Литейном мосту в Санкт-Петербурге. Правда, нарисовала на совесть, их «произведение» потом долго смывали из брандсбойтов две пожарные машины.


Конечно, «Война» со всеми ее эпатажными выходками – крайняя форма имитации якобы протестного и одновременно гуманистического искусства. Но нынче хватает и настоящих художников, почитающих своим долгом погружать зрителей в свои сумрачные, недобрые фантазии, любоваться грязью, низостью, жестокостью или, в лучшем случае, в хаос и абсурд линий, пятен, не поддающихся расшифровке и истолкованию.


ФОТО



Впрочем, сказал мне недавно один известный, заслуженно титулованный московский живописец, люди устали от всего этого и хотят видеть на холстах не абстрактные переплетения геометрических фигур или небрежных цветовых клякс, а самих себя, человеческие лица, человечные отношения и эмоции, наконец, обычную реальность, в которой они живут.


У Виктора Беликова нет всероссийского громкого имени. Но он как творец добр и внимателен ко всему, что нас окружает. И ему важно говорить со зрителем на его языке – ясном, понятном, традиционном, когда изображение означает то, что означает. Когда оно не нуждается, так сказать, в переводе с искусствоведческого на нашу, человеческую, речь. Он хочет нравиться, а не ошеломлять, не подавлять, не запугивать, не раздражать и не злить – и что в этом, объясните, плохого? А пожалуй, еще больше ему хотелось бы, чтобы нам стало ближе, интереснее, если угодно, дороже то, что самому художнику интересно и мило как в жизни, так и в живописи. Он пишет то, что видит. А точнее – то, что чувствует. Еще точнее – то, что любит. В надежде, что это полюбили и мы.


Вероятно, Беликов согласился бы с талантливым современным прозаиком, что книги, картины, симфонии должны защищать человека, а не опускать в депрессию и безнадежность. Помогать ему существовать в отнюдь не райском нашем мире, сохраняя достоинство и веру.


Легко могу представить себе строгих критиков, что усмотрят в манере Виктора Беликова старомодность, излишнюю приверженность реализму. Дескать, времена теперь иные. Но в творчестве любые «нельзя» или «можно», разумеется, абсолютно условны. И если художнику оказываются нужны традиционные средства, если они позволяют ему установить контакт, наладить диалог с аудиторией, то всякие рассуждения о консерватизме и новациях теряют смысл.


Беликов родился не в Липецке. Но, приехав сюда несколько десятков лет назад, он влюбился в этот город. Липецк стал его городом. Художник день за днем наблюдает, как он меняется, умудряясь сохранять нечто главное, свое в неприкосновенности. И не только наблюдает, но и неутомимо переносит эти наблюдения и переживания на свои картины.


Так что в названии беликовской экспозиции «Липецк – лучший город Земли» в областном выставочном зале, может, и есть преувеличение, некий форсаж эмоций, но нет желания угодить землякам, сыграв на местном патриотизме. Кажется, Беликову особенно нравится Липецк в дождливую погоду, промытый небесными струями, очищенный от пыли и грязи. Ему по душе, когда в мокром асфальте удваиваются здания, будь то обычная многоэтажка или часовня Петра и Павла, когда отражения зажженных фар автомобилей образуют как бы светящиеся ручейки под колесами. Для кого-то дождь – непогода. Для художника – источник вдохновения, шанс увидеть и показать улицы с их обитателями в красивом двойном ракурсе.


Нет, ему не чужда игра фантазии, неожиданные, рожденные в воображении детали. Допустим, на картине «Пасха» над церковью, зеленью, множеством тюльпанов мы вдруг обнаруживаем в облаках не солнечный диск, а яичко с буквами «Х.В.».


Вообще на нескольких десятках беликовских холстов Липецк, мне кажется, одновременно и узнаваем, и не узнаваем. Приглушенные, повседневные цвета города под кистью живописца меняются, палитра его щедра (допускаю, что на чей-то вкус даже чрезмерно щедра), ему радостно в чем-то преображать родные улицы, родные пейзажи, делая их ярче, просветленнее, освобождая от налета обыденности.


У Беликова есть вещи разной степени экспрессивности. На одних Липецк выглядит торжественным, прямо-таки нарядным. На других он интимнее, душевнее, как негромкое, непредназначенное для чужого равнодушного уха признание.


Художник рисует город в разное время суток (пожалуй, красивее всего выглядят ночные пейзажи). Он не устает любоваться им, привнося в каждую работу толику необщего, а очень личного видения знакомых каждому живущему с ним рядом мотивов.


Беликов остается Беликовым. И не спешит подстраиваться под моду, всевозможные «измы». Для него прямой, от сердца к сердцу, контакт с земляками, по-моему, ценнее похвал гурманов от искусства.


Догадываюсь, что у зрителя появятся свои, особенно трогающие его картины. И это могут быть пропущенные чьими-то невнимательными глазами совсем небольшие пейзажи вроде неожиданного сдержанного по колориту «Нижнего парка зимой». А кого-то впечатлят облака, что распахнулись над улицами, храмами, домами, рекой, подобно крыльям сказочных птиц.


Одна из работ Виктора Беликова названа простодушно и прямо: «Я люблю Липецк». Не просто «Ночные огни», где фонари напоминают золотые апельсины, не «Летний дождик» или «Улица Фрунзе», а вот так, словно нечаянно, случайно прервавшаяся эмоция: «Я люблю…». И это чувство, по разному выраженное, пронизывает, по существу, все, что представлено в экспозиции. Эта искренность, эти переживания, пожалуй, особенно симпатичны, особенно подкупают.


Для справки: Беликов – один из старожилов липецкого живописного цеха. Его произведения демонстрировались на крупных региональных, всероссийских и международных выставках, в частности, на такой, как «Наука и космос на службе мира». Ряд работ отмечен почетными дипломами. И, наверное, это очень справедливо, что сегодня творчество Виктора Ивановича может по достоинству оценить каждый, кто неравнодушен к тому, что делают наши земляки-живописцы.

Загрузка комментариев к новости.....
№ 2, 2018 год
Авторизация 
  Вверх