petrmost.lpgzt.ru - Критика Карта сайта|Обратная связь|Подписаться на издание    
 
Критика 

Сердце, бьющееся на бумаге

О книге стихов Михаила Червякова «Характер»
21.07.2018 Татьяна ДВУРЕЧЕНСКАЯ
// Критика

Много сейчас людей, пишущих стихи, но немного читаемых, которых можно назвать Поэтами. Поэтическое творчество все же удел избранных. К их числу я беру на себя смелость отнести Михаила Червякова, поэта молодого, талантливого, уже громко заявившего о себе. Может, потому, что он ярко и ёмко выражает нашу эпоху.


Его отличительная черта – творческая дерзость в хорошем смысле этого понятия. Ему выпала участь жить в сложном мире, в котором идет подмена истинных нравственных ценностей мнимыми, где вера подвергается сомнению, а мечты и надежды не выдерживают натиска жизни. Автор смело выступает против пошлости, тягучей обыденности, обывательщины. Не будем лукавить – такое сплошь и рядом. Только мы стыдливо отворачиваемся в сторону или проходим мимо. А у поэта находятся и силы вглядеться, и дар рассказать об этом.


Привлекает то, что поэт не пользуется избитыми образными структурами и рифмами, а ищет собственные. Не боится экспериментировать со словом, стихом и формами общения с читателем. Ему есть что сказать, и потому он не только активно печатается, но и смело идет «в народ»: успешно участвует в различных конкурсах, выступает на различных площадках, снимает на свои стихи видеоролики и пускает их в просторы Интернета. Его стихи стали основой постановки этюда «Миха по дороге в Царствие Небесное» на сцене молодежного театра «Les Partisans» в Ижевске.


Его талант – трудный, дерзкий и несговорчивый. Стихи просто ошеломляют. Порой ужасают. Ужасают правдой жизни. Автор не идет на компромисс со своей совестью и вкусом. Не идет на поводу у среднестатистического читателя и даже консервативного литературного критика. Не всем это нравится. Бывает и непонимание, и неприятие, и явное отторжение. Может, это и к лучшему, потому что каждому автору полезно сопротивление. Сытость и благополучие ослабляют талант – это уже «классика жанра».


Стихи сборника «Характер» – поэзия непростая, порой жёсткая и даже жестокая, но глубоко прочувствованная и искренняя. У автора получается сочетать, казалось бы, несочетаемое: религиозные, евангельские мотивы с чернушными уличными сюжетами и «дворовым» лексиконом. Может, потому, что и сам Михаил – личность противоречивая и тем ещё более интересная. С одной стороны, в нем есть здоровая «крестьянская» основа парня из глубинки, где


«В березовых лицах видны предки,//С сумой, в которой от традиции корки». А с другой стороны, он – один из поколения детей мегаполисов и бездушного технического прогресса, для которых «синее небо как обертка от жвачки «Дональд Дак», но которые все же могут «распечатать радости целую упаковку», снимая с себя, «затаив дыхание, свою первую божью коровку».


Я бы назвала его голосом поколения, награжденного кулаками, которое как может пробивается, закаляет характер в мире, «где образа заклеены газетой»; «В котором… совесть заткнули кляпом и в ящик дальний»; «Где у Надежды теперь проволокой связаны руки».


Они понимают, что «Спасенье есть, да только душа в него не верит». И потому многие идут в отрыв:



«Жизнь под оглоблю затащил,


Гоню, растрепав с телеги солому.


И свой поворот с топотом проскочил:


Я к обрыву мчусь, а не к дому!


Травился, резался и стрелялся,


Жизнь не считая главным даром.


И по небу пошла молва, когда преставился,


Что к ним прибыла душа со шрамом».



Считается, что отождествлять литературного героя с автором – дурной вкус. Но кажется, что это явно написано про самого себя – «душа со шрамом» и что Михаил – поэт с «историей». Очевидно, что помимо этой раненой души у него ещё и твердый характер, который закалился, «пройдя по самому дну грехов». Характер, про который поэт написал:



«Ведь он знает, насколько важно


Для человека желание жить,


И как бы ни было тяжело и страшно,


Сделает всё, чтобы это заполучить.


А если ты вдруг на полпути остановился,


Он всё равно продолжает тянуть вперёд,


И пока кто-то там где-то молился,


Он с мощностями звериными на себе тебя прёт».



Молодым в принципе противо­естественно смотреть на мир усталыми глазами, но этим грешат, слегка бравируя, многие начинающие. К счастью, это не наш случай! В стихах Михаила бесконечная динамика движения, непрерывный поиск смысла жизни, истины и ответов на главные вопросы Бытия. Вперед, вперед и вперед. Все, что угодно, только не покой. Вечная дорога и вечное изменение.


Основная направленность творчества Михаила – против пошлости и жестокости. Против мира, где «ненавидят, осуждают и врут», где люди «впали в глубокий анабиоз»; где не живут, а прозябают, где «у человека за ушами связала коконы моль».


Стихи в сборнике «Характер» – сплошной оголённый нерв, в них всё так обострено, всё так болит – не за себя, за всех нас. И от этой боли и стыда за нас, человеков, сердце чуткого читателя тоже сжимается в ответ. Бьет мысль: что же происходит с нами? Как же мы можем позволять себе так бездумно распоряжаться Божьим даром – жизнью?


Нет ничего тягостней, чем пройти мимо себя, не осуществить себя в том, что уготовлено судьбой и Богом. А хотя похоже, что мир героев стихов Михаила – это тот мир, куда Бога чаще всего не впускают. Это парни с соседней улицы, не совсем или вовсе не благополучные. Это грешники, уже отбывающие своё наказание на земле.



«Зло так торчат позвонки, и в глазах нет просвета.


Кассовый чек. Шприцы. Круглосуточная аптека.


Квартира. Сервант. Хранящие пыль бокалы.


Там же на снимках ­– сын на руках у счастливой мамы»



Думается, что автор не презирает этих «искорёженных жизнью людей», а относится к ним с сочувствием и состраданием. При всей кажущейся жесткости стихи Михаила очень гуманны. Но его гуманизм лишен пафоса. Это гуманизм не призыва, а отзыва, отклика, лишенный какой-либо показухи и громкоговорения.


Да, его герои сотканы из множеств и противоречий. Но автор оставляет надежду, что и у них есть болящая душа, мятущаяся и стремящаяся стать лучше. А ещё и совесть, как контрольное дыхание. За пренебрежение которой непременно взыщется. Рано или поздно, но взыщется.


Во многих стихах Михаила есть образ падших ангелов. И почему-то кажется, что на спинах некоторых из его героев, под модной толстовкой (а может, и у самого поэта) шрамы от сломанных крыльев. «Падшие ангелы», которые ещё надеются взлететь:



«Эта история про то, как люди ещё могут любить.


И, несомненно, самым вкусным будет этот кусок.


Ведь каждому человеку есть чем дорожить,


На подходе к морю почувствовав песок.


А он бежит и подпрыгивает, пытаясь взлететь,


И сквозь смех вдогонку она ему что-то кричит.


И в этот момент жизнь остановилась,


Чтобы посмотреть.


Остановилась… и молчит».



Что говорить! Непростой мир открывается читателю в книге стихов Михаила «Характер». Уже отмечалось, что в большинстве из них обращение к библейским сюжетам, но применительно к современной жизни. Поэт знает: «Вначале было Слово». И что Словом, стихом надо стучаться в души, чтобы спасти кого-то. Предостеречь от губительных, может быть, последних шагов к бездне. Напомнить забывчивым об истинной человеческой сути. Но это должны быть стихи, «которые проявляются, как пятна крови на фотоснимке», такие, как у Михаила, рожденные с болью… Которые читаешь и веришь, что «сердце поэта продолжает на бумаге биться»…


У каждого поэта есть стихотворение-размышление о предназначении поэта и поэзии. Есть оно и у Михаила. Но такое… Принимаю каждое слово из него, хотя при чтении внутренне сжимаюсь, настолько все обнажено и жестко.



«Разве не для того придумана поэзия,


…Чтобы от слов были, как от снарядов,


С кофейными подпалинами дыры на листах…


Чтобы в унисон петь с ангелами в бреду,


Да так, чтоб у гитары на горле разорвать сосуды!


Чтобы жизнь пить большими глотками – пока горяча!


Разве не для того поэзия была придумана?


Чтобы меньшим числом брать города…


И чтобы сердце продолжало на бумаге биться


У меня, уже лежащего под землёй!»



Талант не только дар небес, но и тяжкий крест. Надеюсь, что Михаил не сломается под его бременем и продолжит свой выбранный единожды тернистый путь Поэта.

Загрузка комментариев к новости.....
№ 2, 2018 год
Авторизация 
  Вверх