Вс, 22 Сентября, 2019
Липецк: +18° $ 64.47 71.51
Вс, 22 Сентября, 2019
Липецк: +18° $ 64.47 71.51
Вс, 22 Сентября, 2019

Елена Янушевская. Современная «несовременность»

09.07.2019 12:18:00
Елена Янушевская. Современная «несовременность»

Размышления над книгой стихов Андрея Новикова «Перекрестье»

Вопреки модным канонам, можно быть современным поэтом, не надумывая «актуальнейших» поз, не охотясь на «типическое», не бряцая неологизмами из лексикона айтишников, маркетологов, веб-дизайнеров – передовых и современных. Просто вдыхая поэтическую субстанцию, пропуская сквозь собственное сознание эту явную, но незримую, как само дыхание, «пневму». Мертвое живописание «строек века», «значимых конфликтов» и прочих, бывших важными для соцреализма, предметов может потерпеть эстетическое фиаско именно в силу своей фальши. 

Новизна рождается из погружения не в стихию исторической жизни, а в стихию произношения слов без страховки чужими мыслями, чувствованиями, словами.

Это прекрасно осознает липецкий поэт Андрей Новиков. Собственно, все вышесказанное – плод моей встречи с его поэтической книгой «Перекрестье». Мне она запомнилась устойчивым послевкусием сочной лирики, самобытным звучанием образов.

Как минимум четыре черты «несовременности» можно отчетливо увидеть в его поэтике – в стихах, продолжающих традицию «тихих лириков». Во-первых, это многогранный, богатый обертонами лиризм. Переливающийся свободным, почти песенным мелодизмом, в лучшем смысле традиционный стих звучит задушевно, иногда склоняется к иронии и никогда не впадает в крик. 

У Новикова не горланящая, не демонстративная, но узнаваемая интонация, и при всей ее индивидуальности интонация, великолепно дополняемая «подголосками» – отзвуками русских классиков. Не подражательно, а вступая в лирическое сотрудничество, они вводятся в интонационную ткань стиха, что возможно лишь для поэта, знающего и любящего русскую поэтическую традицию. Есенинские, бунинские, тютчевские «нотки». 

Почти осязаемое направление лирической энергии в глубь стиха достигается пренебрежением к поверхностным эффектам, продуманным аскетическим подбором слов, растягивающим, увеличивающим объем лирического сознания, впервые в этом мире вмещающего в себя и «воспаленную тишину», и «лучистую тьму тополей», и «мысли, как белые мыши», и «медоносное солнце» и многое другое: от философичности Фета, выразившего себя в одновременном растворении лирического субъекта в природе и его кульминации в яркой эмоции, до непосредственной музыкальности стихов Николая Рубцова.

Вторая «несовременность» Новикова – в размыкающем замыкании смысла в законченном и одновременно открытом образе. Яркая работа с образами, как самая суть поэтического искусства, должна быть приметой всякого значительного поэта. Андрея Новикова отличает особенная манера очерчивать лирическую рефлексию мягким, но выразительным акцентом на последних строках. Сгущение метафоричности в последней строфе, а иногда – и в последней строке, требует редкой искусности: у Новикова завершающие строки-метафоры не болтаются довесками, а как бы вскипают, в них органично кульминирует вся смысловая и музыкальная плоть стихотворного текста. Подобное умение акцентом на паре строк «сделать» произведение воспринимается как новшество:

…И, губы выпачкав черникой,

Издалека смеется лес.

Или вот еще:

Страданья, что дождями моросили

Или сияли, словно медный грош…

В-третьих (отчасти об этом уже прозвучало) – это стилистическая сдержанность, признак хорошего вкуса. Взвешенное обращение с лексикой и лексической сочетаемостью, без обращающей на себя внимание игры словами, жаргонизмами и прочим «инвентарем» «актуальных» поэтов. Ведь 

Надобно идти дорогу тихо,

Точно воду, пробовать на вкус.

Последнее, и это часто остается неоцененным, и даже неосознанным, – отказ от опоры на ставшие универсальными мифологические, религиозные, философские, поэтические символы. Настоящий поэт не берет взаймы у культуры, но создает собственную разметку осмысления мира – свои «фирменные» мифологемы. Будоражащая, но элегантная метафоричность, как и подобный отказ, выводят Новикова в круг особенных современных поэтов.

_______________________________

Впервые в «Петровском мосте». Е. Янушевская – старший преподаватель философского факультета МГУ, живет в Москве

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных