Вт, 21 Мая, 2019
Липецк: +21° $ 64.54 71.97

Татьяна Нечаева. Под знаком Водолея

12.04.2019 03:28:00
Татьяна Нечаева. Под знаком Водолея

К 80-летию со дня рождения Александра Сорочкина

Кажется, совсем недавно в Галерее Назарова в Липецке экспонировалась выставка Александра Михайловича Сорочкина, посвященная 75-летию художника. И вот 80-летие. Но уже без него. За это время не стало многих, юбилейная выставка Сорочкина открылась без Александра Евгеньевича Вагнера, Юрия Дмитриевича Гришко и ряда других художников и друзей галереи. 

Принято считать, что время лечит. Но глаза ищут знакомые фигуры, любимые лица и не находят. Горькое чувство сиротства. Образовавшиеся пустоты может заполнить только наша память и оставленные нам произведения. Когда художник уходит, разговоры о нем относятся к воспоминаниям, а его работы остаются в настоящем. 

Просматривая вновь и вновь живопись и графику Александра Сорочкина, убеждаешься в их непреложной ценности. В каждой работе высвечивается образ автора, к какому бы жанру она ни относилась. Он входил в круг художников, сыгравших огромную роль в создании локальной липецкой школы, которая отличалась, как говорили в советское время, «левизной».

Мне не довелось близко дружить с Сорочкиным, хотя его творчество восхищало с первой увиденной картины, и знакомство наше было долгим. Сохранялась дистанция. Но встречаться в разных ситуациях, говорить с ним и слушать его суждение о происходящем вокруг, об искусстве, к счастью, приходилось. 

Каким он был? Он был органичен, потому что ни в чем не фальшивил. Все, что было его сутью, и являлось сутью его произведений. 

Александр Михайлович был эстетом, выглядел по-художнически свободно и элегантно. Своеобразно красивое и точно вылепленное лицо, худощавое, с восточными скулами; безупречно найденная стрижка с короткой ровной челкой, аккуратные усы и борода. У него были изящные длиннопалые руки, он жестикулировал ими артистично, но не чрезмерно. Вкус ему никогда не изменял. 

Он был кратким и метким в определениях. Когда речь шла об искусстве, становился бескомпромиссным и резким. На художественных советах, через которые проходила вся продукция художественного фонда, Сорочкин давал конкретные рекомендации, действительно помогавшие решить проблему.

По глубине интеллекта и богатству внутреннего мира с ним редко кто мог сравниться из его окружения. К примеру, Сорочкин знал европейскую и восточную поэзию. 

Александр Михайлович был человеком довольно закрытым. Истинных друзей у него было немного. Как художника его почитали, подражали. Он оказал большое влияние на тогдашнюю молодежь, быть может не меньшее, чем Виктор Семенович Сорокин. В табели о рангах Сорокин отводил ему первое место. 

Персональных выставок при жизни художника было крайне мало. Он не считал нужным и возможным самому быть их инициатором. Работы Сорочкина – по две-три – экспонировались на всех областных выставках, обязательно – на региональных, всегда – на всероссийских и всесоюзных. На смотре любого уровня они были заметны особым мастерством и ощущением мира. Они привлекали современным видением и оригинальностью. Сорочкин не являлся адептом советской идеологии, не принадлежал и к диссидентам. Его картины были «другими» – сами по себе, столичного вкуса, изысканные, холодноватые. 

Уважение к профессии у Сорочкина было исключительное. Мастерство и профессионализм он ценил и в людях других профессий. Я слышала от него выражение «гигиена холста». Думаю, оно означало не только соблюдение технологии, дисциплину творчества, организованность процесса. Оно имело, пожалуй, более широкое значение, связанное с физической и нравственной чистотой. Быть может, это сопоставимо с подготовкой иконописца к работе. Сорочкин начинал день в мастерской с уборки и мытья пола. Ничего лишнего, отвлекающего.

Искусство для Сорочкина было святыней. Работал он с полной отдачей, с требовательностью к себе по гамбургскому счету. Его холсты, сохранившие творческий накал, упруги, целостны, внятно сформулированы. «Что» и «как» в них паритетны и нераздельны. Все средства выразительности, все детали несут смысл. Колорит, композиция, ритм, гиперреалистическая прописанность, вплоть до «обманки», или крупная обобщенность, деформация форм и цвета, значение предметов, деталей, символов – все шаг за шагом открывает глубину, философское содержание и взаимоотношение художника с действительностью. Объект изображения и пространство имеют равную материальную плотность и энергию противодействия. В борьбе внутреннего и внешнего границы их контактов напрягаются едва не до разрыва, линии натягиваются, как тетива. Налитые тяжестью яблоки, тугие гроздья сирени; болезненно покареженные подсолнухи, лепестки которых опасно остры; будто взорванные изнутри кроны деревьев; ультрамариновый безлюдный вечер; взгляд из окна одинокого человека... Красота и драматизм неразлучны в полотнах Сорочкина. 

Александр Михайлович пришел в искусство вслед за шестидесятниками. Дружба с московскими коллегами, взращенными оттепелью, сказалась на становлении художника. От них он впитал тенденции сезаннизма, совпавшие с его художнической натурой. Продуманность и конструктивность композиций, детальная предметность в его холстах не препятствовали сохранению свежести чувства и свободе высказывания. 

В людях и отношениях он не терпел лицемерия, непорядочности, пошлости. Бывало, что оказавшись в ситуации для него неприемлемой, он эпатировал собравшихся какой-нибудь неожиданной выходкой, чтобы сбить пафосность, например. 

Рожденный под знаком Водолея, Сорочкин не выносил принуждения, не мог жить по навязанным кем-то правилам, не терпел нравоучений. Независимость была основой его жизни и творчества.

Он не был баловнем судьбы, если не считать большого дара – его таланта. Он отрабатывал его честно. Когда творческие и нравственные силы ослабли, он отложил кисть.

Произведения Сорочкина внешне казались вполне доступными, все в них было узнаваемо, добропорядочно. Мастерство художника, декоративность и красота живописи, виртуозность рисунка никого не оставляли равнодушным. Но подлинное содержание произведений открывалось тем, кто был способен прочесть образно-пластический язык, открывающий душу, взаимоотношения с миром и состояние этого тонкого и уязвимого человека. 

Одной из последних работ был автопортрет, где он изобразил себя в напяленной ушанке – чтобы заглушить тишину одиночества или грохот безумного мира? Тесемки шапки, завязанные мертвым узлом, перечеркивают горло.

Интерес к творчеству Александра Михайловича Сорочкина в наши дни велик, вероятно, зритель дорастает до понимания большого художника.


Наша справка. Александр Михайлович Сорочкин родился в Брянске 16 февраля 1939 года. В 1953–1957 годах учился в Елецком художественном училище (мастерская В.С. Сорокина).

В 1958 году окончил Краснодарское художественное училище. С 1965 жил и работал в Липецке. В 1971 году принят в Союз художников СССР. В 99-м – удостоен звания «Заслуженный художник России». 22 ноября 2014 года скончался в Липецке.

Избирался членом правления Липецкой организации Союза художников России, многие годы работал в составе художественного совета Липецких художественно-производственных мастерских. 

Произведения живописца экспонировались на региональных, всероссийских, всесоюзных и зарубежных выставках (Норвегия, Германия, Югославия, Монголия, Индия и другие страны). Работы находятся в Липецком областном художественном музее, Липецком областном краеведческом музее, Елецком краеведческом музее, в музеях городов России, в частных коллекциях нашей страны и зарубежья.

Деревенский пейзаж. Картон, масло

Деревенский пейзаж. Картон, масло

Коровино. Холст, масло

Коровино. Холст, масло

Переславль-Залесский. Холст, масло

Переславль-Залесский. Холст, масло

Река Воронеж. Холст, масло

Река Воронеж. Холст, масло

Натюрморт с гранатом. Холст, масло

Натюрморт с гранатом. Холст, масло

Натюрморт с котом. Холст, масло

Натюрморт с котом. Холст, масло

Портрет с котом. Холст, масло

Портрет с котом. Холст, масло

Портрет Ольги. Холст, масло

Портрет Ольги. Холст, масло

Натюрморт с ирисами и автопортретом. Холст, масло

Натюрморт с ирисами и автопортретом. Холст, масло

Деревенский пейзаж. Картон, масло Коровино. Холст, масло Переславль-Залесский. Холст, масло Река Воронеж. Холст, масло Натюрморт с гранатом. Холст, масло Натюрморт с котом. Холст, масло Портрет с котом. Холст, масло Портрет Ольги. Холст, масло Натюрморт с ирисами и автопортретом. Холст, масло
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных