Вт, 12 Ноября, 2019
Липецк: +7° $ 63.25 70.42

Татьяна Нечаева. Размышления у памятника Мастеру

09.10.2019 05:30:00
Татьяна Нечаева. Размышления у памятника Мастеру

«Жить стоит ради красоты».

Виктор Сорокин, народный художник России

Год 65-летия Липецкой области ознаменован не только трудовыми достижениями, нововведениями, многими отрадными и вызывающими чувство законной гордости фактами. Он примечателен и событием в своем роде небывалым – установкой памятника выдающемуся живописцу Виктору Семеновичу Сорокину, народному художнику России. Автор памятника – другой знаменитый липчанин, народный художник России, скульптор Александр Евгеньевич Вагнер. 

Если не брать во внимание художественное значение, об этом речь пойдет позже, то уникальность факта в нем самом. Как правило, монументы возводят в честь великих событий, их посвящают историческим личностям, героям, политическим деятелям, прославленным представителям культуры, уже причисленным к классикам...

Но много ли мы знаем случаев, когда бы памятник воздвигали художнику своего города, для значительного числа людей – современнику, в знак признания его заслуг, в знак особого отношения граждан как дань любви? Стоит добавить, что скульптура, выполненная Вагнером в 2001 году, нашла свое место уже после смерти его создателя и еще раз напомнила о большом мастере искусства пластики, необычайно талантливом и обаятельном человеке. 

Памятник поставили на невзрачной, можно сказать, бросовой площадке, с бокового торца Музея В.С. Сорокина – Дома Мастера, превратив ее в небольшую уютную площадь, ставшую в одночасье любимым местом липчан, – скамейки по периметру никогда не пустуют. Открытая небу, насыщенная светом и воздухом площадь обращена к улице Ленина, противоположная её сторона освобождена от самовольно выросших деревьев и кустарников и образует просветы с видом на дали Левобережья. Важно, что от этого места начинается бульвар им. Виктора Сорокина.

И вот сам памятник. Он не монументален, ведь и Виктор Семенович был невелик ростом, а по натуре своей не выносил пафоса. Зато монолитный гранитный постамент поднимает композицию на должную высоту. Она выполнена камерно, тепло, но каждая деталь полна значения. Художник показан за работой, он пишет картину, укрепленную на мольберте, но картина сквозная, каждый из нас может увидеть на ней мир своими глазами и стать на миг художником. Центральная вертикаль композиции намекает на античную колонну, тем самым символизируя вечность искусства (Ars longa, vita brevis – «Искусство вечно, жизнь коротка», любимое изречение Александра Вагнера). По правую руку художника – распахнутое в жизнь окно. У ног – «служебный» кот Василий, бывший достопримечательностью Дома Мастера. Скульптор запечатлел в одной композиции прямо и символически множество смыслов и реалий, связанных со значением творчества Сорокина, с жизнью его музея, со святым для художника понятием «Искусство». В изречении, выбитом на обратной стороне постамента, Виктор Семенович обращается ко всем людям: «Жить стоит ради красоты». Может, кто прочитает и задумается...

Удачно найденная привязка к месту, решение площади и постамента принадлежат заслуженному архитектору РФ Владимиру Сергеевичу Дмит­риеву. А вот расходы и руководство установкой памятника взял на себя предприниматель Александр Васильевич Назаров, в другой ипостаси – ценитель искусства, меценат, коллекционер, основатель Галереи Назарова (замечу в скобках – галереи не своего имени, а учреждения, за которое он несет ответственность). В общем, это человек с активной гражданской позицией, болеющий душой за свой город и много для него делающий.

Кстати, гуляющие по бульвару Сорокина не могли не заметить, как преображается это место – качественное плиточное покрытие, беговая дорожка. Обихожена площадка возле монумента «Медные трубы» – шедевра Вагнера; установлено освещение. Художники во главе с председателем правления Липецкого отделения СХ России, Сергеем Анатольевичем Толчеевым деликатно и остроумно расписали стены служебного строения, стоящего у края аллеи, как бы замаскировав его среди деревьев и непринужденно изобразив сценки из жизни курортного города.

Здесь, быть может, к месту сказать о жизни липецких художников. Главная проблема – не только художников, а в конечном счете города, городской культуры – в том, что они по-настоящему не востребованы. В советское время были, а в наше – нет. А ведь художник – это полноценная профессия, им важно осознавать свою полезность обществу. Конечно, хорошо, что у нас, как, наверное, ни в каком другом регионе, отмечается День художника, проводятся пленэры, конкурсы, поддерживаются юные дарования. Тем не менее убеждена: и у областных, и у муниципальных служб есть еще немало неиспользованных возможностей для взаимодействия с липецкими художниками и архитекторами. Стоит ли приумножать извечное представление о том, что нет пророков в своем Отечестве? 

Чем интересен любой город? Прежде всего, своей самобытностью, особым духом, стилем. Не унифицированностью, не использованием обкатанных проектов, а неповторимостью. Сюда относятся и природные данности – старинные парки и скверы, любимые горожанами, и уникальный ландшафт, с которым Липецку особенно повезло. 

Во многих европейских странах развита культура отношения к старым деревьям – их ставят на учет как памятники, заботятся об их здоровье, гордятся ими – прикрепляют таблички с указанием возраста. Век деревьев дольше человеческого, они – свидетели истории. При необходимости строительства каких-то сооружений объявляются конкурсы на проекты, безопасные для деревьев, обходящие их стороной или включающие в ансамбль, в результате рождаются интересные оригинальные решения. У нас же – запросто спиливают старые, но здоровые деревья, только потому, что стояли на пути благоустроителей. 

То же можно сказать о рукотворных объектах. К примеру, памятный знак, посвященный Петру I на Петровском спуске. Давно ли он был символом Липецка, брендом, изображался на логотипах изделий? А во что он превратился? Отвалившаяся плитка, до опасного состояния проржавевшие уникальные рельефы чугунного литья, ободранная пирамида. Еще немного времени – и город потеряет исключительный памятник исторической и художественной культуры. 

Еще пример. Липецк более полувека славился удивительно талантливыми художниками, память о них живет не только среди наших земляков – почитателей искусства. К нам приезжают люди из других городов в надежде встретиться с произведениями этих мастеров. За редким случаем – тщетно: областной художественный музей испытывает явный дефицит экспозиционных площадей и помещений для хранения работ.

С перестроечных времен стала намечаться тенденция к частному собирательству произведений искусства, в Липецке возникло несколько серьезных личных коллекций. Приходит время, когда владелец задумывается об их судьбе: кому оставить? Хорошо, если близкие люди готовы продолжать его дело, а если нет? То же можно сказать и о наследии уходящих художников. Это большая проблема. Музеи не могут принять произведения – негде хранить и показывать. Убеждена: необходим большой музей, сохраняющий все лучшее; музей, достойный Липецка, если тот хочет быть и слыть культурным городом. 

Пока же денег из бюджета на приобретение произведений художников выделяется крайне мало, поэтому частный покупатель сегодня – фактически единственный их потребитель. Невозможно переоценить роль собирателя. Это в его закромах оседает то, что создавалось и создается маститыми и начинающими; а проходят годы, десятилетия – и оказывается, что цены этому нет. 

Как пример к вышесказанному – выставка Виктора Сорокина «Хороший день» в Галерее Назарова, приуроченная к открытию памятника художнику. В экспозицию вошли произведения мастера из нескольких частных коллекций: М.М. Красичкова, А.К. Манаенкова, А.В. Назарова, А.В. Сорокина, В.И. Сорокина, Н.П. Чебыкина. Даже знатоки увидели впервые целый ряд работ. Выставки охватывает широкий временной диапазон творчества Виктора Семеновича. 

Работа «Деревня» была написана в 1948 году, когда Сорокин переехал из Москвы, где он родился и учился, в Елец. Есть картина «Во дворе», созданная в 1957 году, сразу после переезда из Ельца в Липецк. «Натюрморт с красными цветами» датирован 2001 годом, это одна из последних картин художника. А между ними – вся его жизнь на липецкой земле.

По этим первоклассным вещам можно проследить эволюцию мироощущения и манеры Сорокина. Он не раз говорил: «Какая жизнь, такая и живопись». И действительно, глядя на его работы, можно, не читая этикеток, почувствовать, что это – 1960-е годы, а это 80-е или 90-е. Видно, как изменяются жизнь и страна, ускоряются темп и восприятие времени. Оттачивается мастерство, появляется ощущение вольного полета в пространстве, где нет препятствий. Обостряется острота переживания, ценится каждый миг жизни. Все запечатлено в образах мира, характере живописи.

Одно не изменялось в творчестве и сущности Сорокина – любовь к жизни. Не как инстинкт самосохранения, данный любому, а как особый дар, отпущенный ему в придачу к таланту живописца. В этом весь Сорокин. Быть может, его художническая миссия и заключалась в том, чтобы напоминать людям, как хороша жизнь. «Поднимать дух людей» – он был уверен, что это одна из целей искусства.

Выставка «Хороший день» экспонировалась два месяца при неослабевающем интересе зрителей. Они шли от памятника Сорокину на выставку, после выставки – к памятнику. Равнодушных не было. Но возникает законный вопрос: почему в Музее В.С. Сорокина так редки выставки мастера? Ведь здесь прекрасная собственная коллекция работ живописца, можно заимствовать для экспонирования картины из других музеев, и частные владельцы никогда не откажут. 

В Липецке и области так много ценного, интересного, чем можно любоваться, гордиться, изучать, пропагандировать! Главное, не прозевать, понять значение, сберечь. Памятник Виктору Сорокину – убедительный тому пример!

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных