Чт, 06 Мая, 2021
Липецк: +12° $ 75.26 90.45

Нина Ищенко. Своих не бросать!

13.04.2021 08:37:29

В последние годы в литературе Донбасса и России происходят интеграционные процессы, в ходе которых донбасские писатели включаются в русское литературное пространство. Одним из тех, кто непосредственно участвует в вовлечении литературы Донбасса в российский контекст, является автор военной прозы Александр Пономарев.

Александр Пономарев – писатель из Липецка, член Союза писателей России. В советское время он служил в армии на территории ГДР, затем – в МВД России, в том числе в отряде милиции особого назначения при УВД Липецкой области. На рубеже тысячелетий принимал активное участие в контртеррористических операциях на Северном Кавказе. За плечами Пономарева семь командировок в «горячие точки», ранение и контузия, он имеет несколько наград.

В литературном багаже Пономарева шесть книг, а его пьесы неоднократно ставились на сцене и участвовали в театральных фестивалях. Произведения писателя публикуются в литературных журналах и интернет-изданиях России, Украины, Белоруссии, дальнего зарубежья.

Основная тема, которой посвящены произведения писателя, это тема войны. Используя свой личный опыт, автор рассказывает о самом сложном – о человеке на войне. В первую очередь Александр пишет о двух важных войнах, оставивших след в народной памяти в течение ХХ века, – о Вели- кой Отечественной и о чеченской кампании в девяностых.

В произведениях Александра Пономарева присутствует чувство Родины, общности большой России, единства всех людей, говорящих на русском языке. Ряд рассказов писателя – «В гости к другу», «Кара-Борз», «Кулинарный экскурс», «Наш принцип», «Родинка», «Зори Хингана», «Скала» – посвящены чеченской войне. Автор работает в жанре так называемой окопной прозы – в фокусе его внимания те люди, которые непосредственно воплощают приказы вышестоящего начальства. Фронтовая дружба, столкновение с врагом, реальная опасность на каждом шагу, гибель товарищей – все эти сюжеты присутствуют в рассказах Пономарева и будут интересны всем, кому важно понять человека как такового. Принцип – русские своих не бросают – проявляется в его произведениях как универсальный моральный императив, определяющий поведение в самой жесткой и неоднозначной ситуации.

Особо хотелось бы остановиться на рассказе «Кара-Борз». Это, на мой взгляд, один из самых сильных рассказов Пономарева. Он опубликован в журнале «Нева» в 2016 году и посвящен поискам российскими солдатами мстителя-одиночки на исходе чеченской войны. Крупные бои позади, российское правительство налаживает мирную жизнь, местные жители в целом лояльны и рады прекращению кровопролития. В этих реалиях разворачивается детективный сюжет о противостоянии двух правд: с одной стороны – месть за родных, погибших в войне, с другой – стремление прекратить эту войну и жить в мире всей страной. В рассказе сталкиваются личные интересы, хоть и поднятые силой чувства на высоту подлинной трагедии, и общегосударственные идеалы, которые требуют защищать мир и порядок для всех. Столкновение в рассказе показано ярко и убедительно. Открытый финал подчеркивает четкость авторской позиции в этом конфликте.

Рассказ «Зори Хингана» стоит особняком в малой прозе Пономарева. Он посвящен лету 1945 года и построен как воспоминания медсестры, участницы военной кампании в Хингане, когда шли бои с японской армией. Медсестра, хрупкая и несгибаемая, для которой подвиги давно стали буднями, вышла из горнила войны и дожила до старости. Бабушка-божий одуванчик живет мирной размеренной жизнью, но изредка из памяти прорываются те грозные годы. Этот рассказ – о возможности заглянуть в прошлое, осознать единство времен и жить дальше с учетом приобретенного опыта. Война в этом рассказе показана как испытание, которое не убивает, а делает сильнее.

При чтении произведений Пономарева понимаешь, что это человек цельный, наблюдательный, ценящий жизнь, для которого понятие воинского братства и защита Родины – не пустой звук, а неизменные данности, пробуждающие творческое вдохновение. У читателя возникает мысль, что такой человек не мог остаться в стороне, когда началась война в Донбассе, и это впечатление оказывается верным: Александр Пономарев два раза был в воюющем Донбассе, в Луганске и Донецке.

Темы, которые затрагивает Пономарев в своем творчестве, особенно важны в сегодняшнем Донбассе. Наш русский принцип не бросать своих воодушевляет людей России, которые пришли на помощь Донбассу, продолжают посылать гуманитарную помощь, приезжают сюда, а также по ту сторону границы делают всё, чтобы восстановить место Донбасса в исторической памяти и в современной жизни России. Творчество Александра Пономарева показывает, что идеи русского мира живы и действенны.

__________________________

Впервые в «Петровском мосте». Н. Ищенко – культуролог, литературный критик, член Союза писателей ЛНР, живет в Луганске.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных