Пт, 17 Сентября, 2021
Липецк: +29° $ 73.97 86.63
Пт, 17 Сентября, 2021
Липецк: +29° $ 73.97 86.63
Пт, 17 Сентября, 2021

Татьяна Двуреченская. Сказки для детей, которые станут взрослыми

13.04.2021 08:29:36
Татьяна Двуреченская. Сказки для детей, которые станут взрослыми

Фото lipetskmedia.ru

В минувшем году липецкий поэт и журналист Алена Воробьева подарила читателям удивительную книгу «Безымянная сказка». Это, как поясняет нам аннотация к сборнику, творческий проект-ассоциация автора и художника Ивана Пархоменко: «15 сказок и 19 картин, которые объединила эта книга, были написаны в один и тот же период, когда их авторам удалось синтезировать романтическое настроение и символические ассоциации мирового искусства».

Книга получилась весьма изящная. При всем бережном отношении к лучшим традициям сказочного жанра, автору и художнику удалось создать свой, неповторимый мир сказочного бытия.

Привлекательно сюжетное многообразие сказок. Но, казалось бы, общеизвестные и распространенные мотивы осмысливаются автором совершенно иначе. Ключ к пониманию, на мой взгляд, в сказке «Февралек в подснежниковом лесу». В ней автор называет свои истории «непривередливыми друзьями-сказками», которые «приходят совершенно неожиданно, как необязательные гости, не договорившись о своем визите. Они вламываются в сознание и быль как лучшие друзья, и только потому, что они – действительно таковые, им позволено все. Забыты работа, утренний – и никогда неслышимый (наверно, из-за лукавства подсознания) звон будильника, неурядицы, проблемы, безденежье. Обо всем этом приходится вспоминать, и в памяти эти бытовые вещи по сравнению с пришедшей на стакан воды, на ночь глядя сказкой – легкой, непринужденной, – занимают самое невзрачное место».

То, что автор пишет далее о героях этой сказки, в полной мере можно отнести и к другим персонажам, населяющим книгу: «Герои этой сказки подбирались недолго. Они сами приходили ко мне и стучались в мою дверь. Одного из них я каждый день вижу в зеркале, другой – разжигатель огненных иллюзий, актер не от Бога, а от жизни – из тех, чья игра всегда фантастична. Остальные два пришли ко мне позже: самый добрый – и оттого немножечко смешной – в минуты отчаяния, его незримое беспечное присутствие помогло мне до поры до времени; самый романтичный и красивый посетил меня только сегодня, взял в руки свой божественный смычок и заиграл на струнах моего сердца чудесную музыку».

Мир сказок Алены Воробьевой свое-образен и живописен. Здесь есть все неотъемлемые атрибуты этого жанра: чудодейственные предметы, невидимые силы, фантастические существа. Разные персонажи живут в этих сказках. Некоторые узнаваемы, и кажется, что мы уже встречались с ними преж-де. Короли и менестрели, вельможи и шуты, принцы и прекрасные принцессы, философы и художники, бродячие музыканты и поэты, гномы и тролли, злые колдуны и добрые волшебники, домовые и говорящие животные.

По воле автора они собрались все вместе в этой чудесной книге сказок, проникнутой особым дыханием, мягким лиризмом, раздумчивостью и философичностью.

«Кто знает, мой читатель, что будет завтра, – пишет Алена. – Но сегодня мы – во власти прекрасной божественной мысли». Во власти Красоты, из сказки «Менестрель и красота», с которой, собственно, все и начинается. «Дай руку, маленький читатель – я поведу тебя в царство сказок». И читатель доверчиво идет вместе с героями за моря-океаны, в дремучие леса и сказочные королевства, где за облаками прячутся старинные города «с узкими улочками, подвесными мостами, башнями и стрельчатыми колокольнями».

Вот тут самое время поговорить о читательской аудитории, которой предназначена книга. Написано, что она рекомендована для детей среднего школьного возраста. Но, думается, можно смело расширить возрастные рамки. Эта книга для всех: для детей, которые станут взрослыми, и для взрослых, которые не забыли, что они были когда-то детьми. И даже для забывчивых – чтобы вспомнили и вернули хотя бы ненадолго детское яркое мироощущение, отвлеклись от быта и погрузились в сказочное бытие. В котором добро побеждает, во что бы то ни стало.

Сказка жанр сложный. В ней не спрячешься за многословие, и каждое слово несет смысловую нагрузку. Язык историй Алены красив, прост и понятен. А иллюстрации помогают погрузиться в то время и в ту атмосферу, в которой происходит действие.

Привлекательно то, что в сказках Алены нет назидательности и отвлеченности. Есть тонкая мораль, которая строится на вере в высокие душевные качества героев, способных победить зло и тьму, на вере в то, что можно преодолеть все трудности, если есть мечта и светлая цель. Вере в маленького ангела, который может подарить мечту тем, у кого ее нет.

Сказка «Город» начинается с размышления о том, что «у каждого хорошего ребенка существует свой невидимый город». Ведь «дети, стремясь оградиться от суеты земного мира, летают душами в небо, ибо у детских душ есть крылья и чистота». Вероятно, это так. И ужасно жаль, что, становясь взрослыми, мы уходим в скучный мир, мир «закрытых сердец», данный нам взамен забытых сказочных городов.

Книга Алены – возможность для взрослого читателя хоть ненадолго вернуться туда, «где в старинных домах открыты ставни, по ночам цветы шепчут звездам о любви», где каждый странник почетный гость, где можно смело пускаться в путь, потому что «счастье – то, что впереди».

Строчку «На первом месте в нашей сказке стоит красота» можно было бы взять эпиграфом к книге. Хотя, может быть, и вот эту: «В каждом сердце найдется нежная струна, тронув которую можно заставить сердце петь». Ведь когда душа поет, то прекрасное можно увидеть в чем угодно и где угодно, даже в самом обыденном. Для того нам и нужны в любом возрасте сказки – чтобы не дать душе уснуть, чтобы не разучиться мечтать, верить, надеяться и любить.

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных