Пт, 27 Мая, 2022
Липецк: +12° $ 58.89 60.90

Татьяна Щеглова. «Стремлюсь избегать банальности»

16.04.2022 16:49:37
Татьяна Щеглова. «Стремлюсь избегать банальности»

Олег Кузин

Олег Кузин о живописи и о себе

Кто он такой? Художник, мечтатель, философ. Занимается только одним делом – живописью, а это, как и во все времена, очень непросто, требует особой стойкости на этом пути.

Олег Кузин родился в Нижнем Тагиле, но еще в детском возрасте переехал вместе с родителями в Липецк. «У меня случилась необычная встреча, – вспоминает. – Папа и мама отвели меня с сестрой Олей, мы двойняшки, в Дом пионеров на улице Ленина, там была изобразительная студия. Первая яркая весточка о том, что я должен стать художником, пришла именно оттуда. Урок вела молодая девушка, но тогда, в силу юных лет, она казалась мне взрослой тетей. Было задание написать три предмета акварелью. Я что-то накрасил, а она подошла, взяла кисть, подправила, и на моих глазах перевернула сюжет, а вместе с тем и мой мир, который я прежде видел. Как будто завеса с глаз упала, и в шесть лет я понял, как можно творить свое. Это было и остается для меня величайшим откровением, проявлением Промысла. Впечатление от этого я сохранил на всю жизнь.

Потом была художественная школа № 1, ныне школа имени Виктора Семеновича Сорокина. В то время она располагалась на улице Интернациональной. Это родители настояли, чтобы мы с сестрой поступили в «художку». Мы достаточно успешно сдали экзамены. Среди шести лучших работ вывесили мою и Володи Басинского, с ним мы дружим до сих пор, 13 и 14 лет нам было, попали в одну группу.

Примерно после года занятий стал ловить себя на мысли, что ни о чем другом не могу думать, кроме как о живописи – не хотелось гулять, встречаться с друзьями. Оставалось только рисовать, читать статьи и книги про художников.

Позже ко мне пришла любовь к музыке и ее понимание. Музыка и цвет взаимосвязаны, об этом писали и Александр Скрябин, и Василий Кандинский. Если бы я не стал художником, то стал бы музыкантом, композитором или исполнителем. Будучи меломаном, я погружаюсь в музыку «со всеми потрохами». Одни из любимых – Густав Малер, Албан Берг, Арнольд Шенберг и их последователи – София Губайдулина, Альфред Шнитке, Эдисон Денисов. Это одна из причин, почему недавняя моя выставка состоялась именно в Доме музыки в Липецке, а открытие прошло под звуки концерта.

Выставка называлась «Меж асфальтом и небом», в нее вошли пейзажи, портреты, абстрактные полотна. А название – цитата из стихотворения моего друга, питерского поэта Владимира Панкраца. И моя дочь, искусствовед Лиза Кузина, которая ныне живет в Москве, очень точно рассказала о предыстории и подробностях в социальных сетях. Еще я благодарен ей за отзывы к работам, которые были представлены на выставке рядом с моими картинами.

…Я полифоничный художник, и не боюсь использовать чужие сюжеты, скорее, наоборот, мне нравится пользоваться чужой образностью, если она меня вдохновляет. Когда я беру чужие сюжеты, то, прежде всего, для меня это дань восхищения этими авторами. Конечно же, я брал и беру сюжеты своей сестры Ольги (после липецкой «художки» мы вместе окончили Московское государственное художественное училище памяти 1905 года – так оно тогда называлось), так же, как и она брала мои. Но сейчас уже много лет она живет в Москве, пишет иконы для храма своего духовника, оформляет книги, считает, что там она более полезна. Ее картины и эскизы находятся в моей мастерской, и я надеюсь, что в этом году мы сделаем с ней совместную выставку в Доме музыки.

…Как я пришел к абстракции? Когда я беседовал с липецким художником Михаилом Виноградовым, ныне покойным, одним из наших абстракционистов, он мне сказал, что впервые увидел в Москве, на фестивале молодежи и студентов, на выставке ВДНХ, работы Пита Мадриана, Джексона Поллока, и это перевернуло его сознание. У меня произошло примерно так же. Я увидел одну из выставок абстракционистов в столице, когда там учился, и это окунуло в свободную стихию. Я был морально к этому уже готов. Я пишу абстракцию, и при этом возвращаюсь к фигуративной живописи. Мой учитель, Осип Абрамович Авсиян, говорил по этому поводу: «В живописи нет плохих тем, есть плохие художники».

Меня восхищают великие мастера, начиная с Андрея Рублева и Леонардо да Винчи, люблю классиков XX века – Фрэнсиса Бекона, Пабло Пикассо, Анри Матисса, Никола Пуссена, немецких экспрессионистов еще люблю, у всех есть чему поучиться.

В любой форме, которую я воспроизвожу, изображая какой-либо предмет или фигуру, взаимодействие фигур, стремлюсь избегать банальности. Это может быть абстрагированный взгляд на пейзаж. А сделать «пейзаж в своей манере» – значит загадочно, абстрактно, какой-то вневременной. Все время тянет на какие-то вечные вещи, которые не подвержены коррозии».

В заключение приведу мнения профессионалов о творчестве художника.

Искусствовед Елизавета Плавинская, г. Москва:

«В картинах Олега Кузина много легкости и как бы светящихся полновесных красок… Олег Кузин относится к тем художникам, что смогли воспользоваться дарами модернизма. Таких мастеров очень немного в России, кто увидел и поверил, что абстракция и другие достижения искусства XX века действительно способны дать художнику и его зрителю то, о чем так громко заявлялось в текстах – свободу. Так что знакомство с картинами Олега Кузина подобно глотку свежего воздуха или солнечному лучу, пробившемуся в пасмурный день, – так хорошо художнику удается сохранить чистоту и свежесть своих удивлений».

Художник Нели Бурлей, г. Липецк:

«Олег Кузин дает возможность своему зрителю «пережить» его творчество в самом себе, не облегчая задачу, а скорее, по-хорошему усложняя ее. Как будто читаешь длинный увлекательный роман – а потом думаешь, сопереживаешь героям, заново и уже по-новому осмысливаешь только для себя многослойный, непростой сюжет без однозначной концовки.

Там, за пространством его холста и подрамника – есть еще воздух, куда можно сделать шаг, и не один. Но и там у него тоже не существует пустоты».

Наша справка

Олег Васильевич Кузин – член Союза художников России с 1998 г. Его выставки состоялись в Москве, Санкт-Петербурге, Смоленске, Липецке, Мурманске, других городах России и за рубежом: в Швейцарии (Берн), Португалии (Порту), Швеции (Боден). Его работы находятся в музеях, галереях и частных коллекциях в России, Германии, Швейцарии, Швеции, Португалии, Норвегии, Финляндии, Бельгии, США.

У реки. Холст, масло

У реки. Холст, масло

Сентябрь. Холст, масло

Сентябрь. Холст, масло

Аллея. Холст, масло

Аллея. Холст, масло

Вдоль реки. Холст, масло

Вдоль реки. Холст, масло

Подруги. Холст, масло. Девушка с детьми. Холст, масло

Подруги. Холст, масло. Девушка с детьми. Холст, масло

Ангелы на красном коне. Холст, масло

Ангелы на красном коне. Холст, масло

Город. Холст, масло

Город. Холст, масло

Цивилизация. Фаза 9. Холст, масло

Цивилизация. Фаза 9. Холст, масло

Серое и розовое. Холст, масло

Серое и розовое. Холст, масло

Девушка в кресле. Холст, масло

Девушка в кресле. Холст, масло

Мастерская. Холст, смешанная техника

Мастерская. Холст, смешанная техника

Корова. Холст, масло

Корова. Холст, масло

Сентябрь на реке. Холст, масло

Сентябрь на реке. Холст, масло

У реки. Холст, масло Сентябрь. Холст, масло Аллея. Холст, масло Вдоль реки. Холст, масло Подруги. Холст, масло. Девушка с детьми. Холст, масло Ангелы на красном коне. Холст, масло Город. Холст, масло Цивилизация. Фаза 9. Холст, масло Серое и розовое. Холст, масло Девушка в кресле. Холст, масло Мастерская. Холст, смешанная техника Корова. Холст, масло Сентябрь на реке. Холст, масло
Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных