Пт, 07 Августа, 2020
Липецк: +22° $ 74.16 87.23

В плену чудесных метаморфоз

Татьяна Нечаева | 08.07.2020 07:49:28
В плену чудесных метаморфоз

Когда молодой художник работает в насыщенной талантами, взыскательной творческой среде, какой она была в Липецке со второй половины ХХ столетия, то это и великое благо, и трудно преодолимое испытание. Некрепкий характером либо не слишком способный может стать подражателем кумира, или, что того хуже, – эпигоном, но самое трагичное – сломаться, потерять уверенность в себе. Сильный будет сопротивляться, учась у корифеев всему для себя важному, стоически выносить критику, порой беспощадную, делать выводы и настойчиво искать единственный стиль, совпадающий с собственной органикой, восприятием и видением мира, оттачивать свою манеру, мастерство перед взорами строгих судей и примеряя к себе доброжелательные советы.

Не избежал участи сильного Дмитрий Дикарев, выпускник Саратовского художественного училища. Этот город дал России и миру таких знаменитых мастеров, как В.Э Борисов-Мусатов, П.В. Кузнецов, К.С. Петров-Водкин, создавших саратовскую школу живописи. На рубеже XIX-XX веков они вместе с другими художниками обозначили основные тенденции школы. Большую роль в ее характеристике отводят световоздушной волжской атмосфере, декоративности, изысканности колорита, символизму цвета. Училище с прочными традициями и прекрасными педагогами, наличие великолепного художественного музея им. А.Н. Радищева, вся культура города... Все это формировало вкус и эстетические пристрастия молодого человека.

Оказавшись среди липецких мастеров, самобытных и разных, Дмитрий Дикарев понял, что ему надо искать собственный художественный язык. У него была тяга к обобщению изображения. Почувствовав склонности художника, В.Д. Дворянчиков и В.М. Лузанов направляли его в ту же сторону. К большей смелости призывал Евгений Вольфсон. Но путь был долгим и непростым. Дмитрий развивал чуткость цветового видения, пластическое и композиционное мышление, технику письма.

В результате Липецк получил живописца с яркими индивидуальными качествами, вписавшегося в липецкую школу острым пониманием формы – совокупности средств выразительности – как главного транслятора содержания.

Любимый жанр Дмитрия Дикарева – пейзаж. Он не ищет в природе красивостей. Ему довольно поля, луга, речушки, деревьев, убегающей тропинки, затерянного в зиме деревенского домика; достаточно времен года и суток, наступающих своим чередом, несущих новые краски и настроения.

Ведь для Дикарева важнее всего – разглядеть в малом заурядном мотиве чудесные метаморфозы, происходящие с воздухом, цветом, пространством, увидеть взаимосвязанность всего в гармонии целого. Важно через эту обыкновенность передать величие и непостижимость мироздания, передать это, переполняющее душу, открытие. Важно выразить это трудно называемое, подвластное, быть может, музыке, понимание и чувство – кистью на холсте.

Художник максимально ограничивает свою палитру до двух-трех цветов. Но в каждом – неисчислимость интонаций, когда они то сгущаются, то разряжаются почти до невидимости. После оглушающего грохота сегодняшней жизни в картины Дикарева попадаешь, как в блаженную тишину, и в эту тишину надо вслушиваться сосредоточенно, чтобы расслышать, что тебе говорит природа и сообщает автор. Живопись заставляет вглядываться в неуловимые переходы, вибрации, вглядываться до погружения в нее, до растворения в ней.

Дикарев максимально отказывается от ненужных объектов – только главное, без чего нельзя обойтись в композиции. Картины просторны, необъятны. Обобщение, работа большими массами подводит художника почти к абстрактности, но он не перешагивает черты. Изображения прикрыты дымкой, туманом, как тайной. Пейзаж природы, оставаясь самим собой, превращается в явление космического масштаба, быть может, он и не нуждается в человеке. Композиции безлюдны, упорядочены. И все-таки это пейзажи – с тончайшими состояниями и красотой.

От работ небольшого размера Дикарев постепенно переходит к огромным полотнам монументального плана. И в них вся поверхность значительна, в ней нет бессодержательных пустот. Они наполнены метафизическим событием – длящимся процессом жизни природы. И продолжительный контакт с ними – тоже событие, происходящее в душе человека, испытывающего, если на то он способен, сложную гамму переживаний. Восхищение, удивление, нежность – эмоциональный лейтмотив живописных холстов и пастелей художника.

Искусствовед, пытающийся найти корни, истоки творчества, влияния, натолкнувшие художника на разработку данной образной системы, находит отдаленные, разрозненные, иногда вовсе случайные примеры и созвучия – можно домыслить такое, чего автор вовсе не имел в виду. Но в закромах его подсознательного хранится много виденного, что вовремя шепнуло подсказку. Здесь и мировая художественная культура, и саратовская живопись, и творческий климат в липецком окружении. Скромный Дикарев объясняет происхождение своей манеры до банальности просто: рассматривая старые натурные этюды, быстрые наброски, он увидел в них какое-то интересное начало, возбудившее творческую мысль. Он поймал эту мысль, развил и сумел впечатляюще воплотить.

Вспоминаю, как лет тридцать назад произошел у нас с Дмитрием не очень приятный разговор, когда я нелестно отозвалась о его работах. Он обиженно, но убежденно сказал: «Ничего, время нас рассудит». Прошло время. Но рассудило не оно. Своим трудом и целеустремленностью, опытом всей жизни добился очевидного успеха сам Дмитрий Алексеевич Дикарев, теперь заслуженный художник России, чьи произведения экспонируются на крупнейших выставках страны в соседстве с полотнами самых именитых современных мастеров.

Наша справка. Д.А. Дикарев родился в 1947 году в Липецке в семье рабочего. С детства был увлечен изобразительным искусством, занимался в изостудии при Доме культуры Новолипецкого металлургического завода.

С 1963 года начал трудовую деятельность: работал арматурщиком, оформителем наглядной агитации. В 1966 –1969 годах служил в рядах Советской Армии, где продолжил оформительское дело. С 1969 по 1973 годы учился в Саратовском художественном училище.

По окончании учебы работал на Ново­липецком металлургическом заводе художником-оформителем и вел ИЗО-сту­дию при ДК НЛМЗ. В 1982 году перешел в Липецкие художественные мастерские.

В 1991 году был принят в члены Союза художников СССР. Активный участник городских, областных, региональных, всероссийских выставок с 1981 года.

С 2002 по настоящее время работает оформителем в Областном выставочном зале. С 2014 года руководит изостудией для людей с ограниченными возможностями, регулярно проводит выставки студийцев.

В 2019 году Д.А. Дикареву присвоено звание «Заслуженный художник России».


Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных