Вс, 01 Августа, 2021
Липецк: +22° $ 72.67 86.71

Виктор Елисеев. «Целесообразно наградить орденом...»

30.06.2021 04:49:49

На памятнике погибшим землякам на станции Хворостянка Добринского района Липецкой области есть фамилия Луговских Д.Н. В округе такие фамилии не встречаются, и меня заинтересовало, кто этот человек, как он связан с Хворостянкой? Изучив архивные документы, выяснил, что Дмитрий Николаевич Луговских родился в 1923 году в селе Княжая Байгора Хворостянского района Воронежской области (ныне относится к Грязинскому району Липецкой области).

...Мальчишек в предвоенные годы манило небо, их кумирами были летчики Валерий Чкалов, Михаил Водопьянов, Михаил Громов. Решил связать свою судьбу с авиацией и Дмитрий Луговских. После окончания десяти классов Хворостянской средней школы он поступил в Липецкий аэроклуб, а затем в авиационное училище в Свердловске. Закончил его в июле 1941 года, когда уже шла Великая Отечественная война. Дмитрий рвался на фронт, но его оставили летчиком-инструктором в авиаучилище. В боевых действиях он принял участие только в январе 1942-го, а уже в апреле по ходатайству командира 764-го авиа-полка Героя Советского Союза майора Летучего пилот-сержант Луговских был награжден орденом Красного Знамени.

В краткой боевой характеристике отмечалось, что, летая на самолете У-2, «имеет 55 боевых вылетов ночью, с налетом – 84 часа 44 минуты. Летает в любых условиях днем и ночью, несмотря на сильное противодействие зенитной артиллерии… При бомбометании по скоплению войск противника отмечено 4 очага пожара, 10 прямых попаданий в автоколонны, до 12 попаданий по постройкам, взорван 1 склад боеприпасов».

На Воронежском фронте в полку, где воевал уже старшина Луговских, побывал военный корреспондент газеты «Комсомольская правда» Александр Гуторович, который вскоре напечатал очерк «На переправе». Вот отрывок из него:

«Пленного спросили:

– Чего вы больше всего боитесь на войне?

Вздрогнув, он вытянул руки по швам:

– «Стоячей смерти»!

– Можете выражаться яснее?

– Вы должны лучше меня знать об этом. Я говорю о новом типе русского бомбардировщика. Он действует только по ночам и почти неуязвим для зениток. Он бесшумно посещал нас каждую ночь. Было похоже на что, самолет становился на якорь над нашим лесом и клал бомбы с такой точностью, что сам сатана мог бы ему позавидовать. Мы, немцы, прозвали его «стоячей смертью».

Через полчаса мы были на аэродроме и рассказывали командиру комсомольского экипажа Д. Луговских, как его самолет окрестили немцы... Командиру шел 20-й год и был он родом из-под Воронежа».

Далее Гуторович описывает один из боевых вылетов экипажа старшины Луговских на уничтожение переправы врага на реке Дон: «Самолёт несся в темноте. Лучи вражеских прожекторов брали его в клещи. Били зенитки. Но не было на сердце ни тревоги, ни страха, ничего, кроме лютой ненависти, которой с каждой ночью при полёте над родными местами накапливалось всё больше и больше…». Экипаж Луговских сумел обнаружить переправу противника и разбомбил её.

В октябре 1942 года грудь летчика украсил второй орден Красного Знамени, а в январе 1943-го командира звена 734-го ночного бомбардировочного авиаполка старшину Луговских представили к ордену Красной Звезды. К этому времени он совершил свыше 400 боевых вылетов.

У-2, или По-2, авиаконструктора По- ликарпова был двухместным легким ночным бомбардировщиком. Позднее в народе его прозовут «кукурузником». Немцы же называли его «ночным фельдфебелем», потому что по ночам не давал им спать, и «железным Густавом», потому что был недосягаем для их зениток. Это был по сути тихоходный самолет со скоростью 130-150 километров в час и дальностью полета до 400 километров. Осенью и зимой самолет в буквальном смысле продувало насквозь. Нашему земляку приходилось дважды с простудой лежать в госпиталях, но он, не долечившись, спешил в свою часть.

В третий раз гвардии лейтенант Дмитрий Луговских попал на больничную койку в начале марта 1943 года. На сей раз вернуться в строй ему было не суждено: он умер в Днепродзержинском военном госпитале. Ему шел 21-й год. Командир полка гвардии подполковник Стяжков начал ходатайствовать о присвоении нашему земляку посмертно звания Героя Советского Союза. В ходатайстве отмечалось, что он совершил 556 успешных ночных боевых вылетов на У-2 с боевым налётом 737 часов и 147 полётов на спецзадания. По словам командира авиаполка, «это был лучший командир звена части», именно он «научил бить фашистов своего штурмана звена, которому присвоено звание Героя Советского Союза».

Ходатайство поддержали командир 262-й авиационной Лозовской Краснознаменной дивизии ночных бомбардировщиков генерал-майор Белицкий и командующий 17-й воздушной армией генерал-полковник авиации Судец. Свои подписи под представлением поставили командующий войсками 3-го Украинского фронта маршал Толбухин и член Военного совета фронта генерал-полковник Желтов. Но в итоге какой-то высокопоставленный бюрократ наложил на представлении резолюцию: «Целесообразно наградить орденом Отечественной войны I степени»...

Написать нам
CAPTCHA
Принимаю условия обработки данных